Наливай российское



25.10.2015, 22:55

Качественного российского вина очень мало, но оно все чаще встречается в винных картах ресторанов и каталогах крупнейших дистрибьюторов.

Рестораны распробовали​

Большая часть вина, которое пьют россияне, считается российским: по данным Росстата, в 2014 году было выпито 962,5 млн л (на 2,1% меньше, чем годом ранее), а местные предприятия выпустили 529,6 млн л (как из отечественного винограда, так и из импортного виноматериала; экспорт вина незначителен).

Но качественного местного вина по-прежнему очень мало, говорит глава Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), совладелец винодельни «Ведерников» Леонид Попович. К такому вину согласно классификации, принятой во Франции (Appellation d'origine controlee, AOC) или Италии (Denominazione di origine controllata, DOC), относится продукция «защищенного географического наименования», полученная из винограда, выращенного в определенной местности в соответствии с оговоренными стандартами. По данным Поповича, таких вин Россия производит всего около 5 млн л в год, то есть менее 1% всего объема: точной статистики нет, подчеркивает он.

Один из показателей улучшения ситуации — представленность российской продукции в винных картах ресторанов и каталогах крупнейших дистрибьюторов, объясняет Попович. Опрошенные РБК виноделы и продавцы вина утверждают, что в этом смысле российское вино заметно расширило присутствие на рынке.

«Еще два-три года назад двери московских ресторанов были закрыты для нас, — вспоминает директор департамента HoReCa (гостинично-ресторанного сегмента алкогольного рынка) группы «Абрау-Дюрсо» Денис Кузнецов. — Владельцы ресторанов и сомелье смотрели с недоумением: русское вино? Да вы в своем уме? Сейчас таких вопросов уже не задают: российское вино в винной карте стало в порядке вещей».

Если в мае 2015 года в винной карте кафе «Пушкинъ» (входит в холдинг Maison-Dellos Андрея Деллоса) была только одна позиция отечественного вина — «Красностоп» урожая 2012 года из виноделен «Ведерникова» (контролируется группой «Абрау-Дюрсо»), то сейчас их уже шесть: предлагаетсяпродукция хозяйств «Усадьба Дивноморское» (также принадлежит «Абрау-Дюрсо») и «Гай Кодзор» (основным инвестором являются структуры Романа Абрамовича). Причем самое дорогое российское вино — тот самый «Красностоп» — стоит 7,95 тыс. руб. за бутылку.

«Да, мы расширяем присутствие российских вин, и их продажи тоже растут», — подтвердил РБК Андрей Деллос.

Российские вина теперь шире представлены в ресторанах холдинга White Rabbit Family Бориса Зарькова (21 позиция в винной карте), в заведениях Novikov Group Аркадия Новикова, в «Dr Живаго» Александра Раппопорта, следует из данных на сайтах компаний. При этом стоят они недешево: например, пино-нуар из крымской винодельни Uppa Winery Павла Швеца в ресторане White Rabbit предлагается за 17,5 тыс. руб. за бутылку. «Павел самые дешевые свои вина отдает нам по 4 тыс. руб. за бутылку, отсюда и цена, — рассказал РБК Зарьков. — Но спрос на российские вина хороший».

«Московские рестораторы, как правило, делают наценку к цене поставки на вина 200–400%», — подчеркивает Кузнецов.

«Сама тенденция к росту производства качественных вин обозначилась лет десять назад, но реальные результаты стали заметные как раз сейчас, — говорит бренд-менеджер винного хозяйства «Раевское» Глеб Делов. — Вошли в силу проекты, которые делались с нуля, к примеру «Раевское», «Усадьба Дивноморское», «Гай Кодзор». Это небольшие винодельни, которые изначально ориентированы на производство хорошего вина».

Из своего винограда

В 2015 году урожай винограда в России ожидается на уровне 470–480 тыс. т, в 2014-м было 528,3 тыс. т — уже с учетом Крымского федерального округа. Снижение сбора обусловлено неблагоприятными погодными условиями, следует из данных Союза виноградарей и виноделов России.

По прогнозу СВВР, площадь виноградников по итогам 2015-го составит около 93 тыс. га в сравнении с 89,5 тыс. га год назад. Прогноз на 2016-й — 99 тыс. га.

Инвестиции в отрасль в этом году достигнут 4 млрд руб., а в 2016-м ожидаются на уровне 9 млрд руб., прогнозирует СВВР.

Импортеры взяли

«Еще пару лет назад трудно было представить, что импортеры, делающие ставку на премиальные вина из Италии и Франции, возьмут в портфель что-либо российское — от нашего вина они воротили нос. А теперь они понимают, что российское вино будет все активнее захватывать отечественный рынок, как в эконом-, так и в премиум-сегментах», — считает директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз.

К примеру, компания Eurowine, дистрибьютор продукции одного из крупнейших глобальных производителей вина Accolade Wines, начала заниматься продажами бутылок с винодельни «Гай Кодзор». «Российское вино в очевидном тренде, и мы это чувствуем. Как только проявился кризис 2014 года, все стали подыскивать российские аналоги импортных вин как альтернативу», — рассказывает представитель Eurowine Влада Кирилина.

Крымская винодельня Alma Valley летом заключила контракт с одним из крупнейших винных импортеров России — «Алианта Групп» Армена Гришкяна. Компания Simple Максима Каширина и Анатолия Корнеева взяла на дистрибуцию вина небольшого хозяйства «Усадьба Маркотх» Алексея Толстого и винодельни «Раевское» Игора Ледецки. «Мы присматриваемся, ищем, с кем можно было бы альянс заключить. Но это сложно... нужно, чтобы у людей прошла эйфория, чтобы они немного опустились на землю и начали рассуждать реально», — рассказывал в апреле РБК Каширин.

Глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, что при выборе российского вина вместо зарубежного стоимость не является главной причиной: «Если говорить о цене, то на российские вина она высока — на одном уровне с итальянскими. Качественных российских вин мало, предложение пока не велико».

«Мы были первыми, кто поставил российские вина в карту — это было еще в 2013 году перед Олимпиадой в Сочи, — вспоминает Зарьков. — Мы исходили из того, что в наши заведения приходят много туристов, и они все хотят попробовать local wine [местное вино]. А тут как раз случился прорыв в российском виноделии — появился товар, за который не стыдно. Наши вина пока нельзя назвать выдающимися, но это действительно очень достойное качество».

Совладелица семейной винодельни Burnier в Краснодарском крае Марина Бюрнье согласна, что продавцам необходим локальный продукт: «Мы всегда считали, что отсутствие российских вин в российских ресторанах было чудовищной ошибкой. Во всем мире все уважающие себя рестораны работают с локальными винами — это показывает уровень ресторана, присутствие культуры и просвещенности.

Все иностранные гости, которые приезжают в Россию с деловыми целями или как туристы, обязательно в первую очередь хотят попробовать локальное вино». Сейчас продукция Burnier предлагается в Buddha-Bar и ресторане Ritz-Carlton. 

 Flag Counter

В данный момент сайт просматривает 6  чел.  
Все наполнение сайта носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой.
г. Владимир | www.filimonov.vladimir.ru | 2014 г.