Smirnoff:
жизнь и смерть водочного короля

История знаменитого бренда началась с того, что в 1811 году к московскому купцу Корчашкину, торговавшему заморскими винами, поступили на службу братья Арсений и Яков Алексеевы (то есть сыновья Алексея) из села Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии.

Они были крепостными и отрабатывали таким образом оброк для своего барина. Согласно указу Петра I от 1718 года, подворное обложение было заменено подушной податью. С тех пор распространилось так называемое отходничество — крестьяне уходили из сел и деревень в город, чтобы зарабатывать для своего помещика живые деньги.

В 1816 году к двоим Алексеевым добавился и младший брат Иван. Именно благодаря его коммерческой жилке братья не только отработали оброк для помещика, но и стали зарабатывать для себя. Через 11 лет после приезда Ивана братья Алексеевы уже торговали самостоятельно, а в 1837 году выкупили себя и своих родственников у помещика. Вместе с вольной они получили право на фамилию Смирновы. Иван Алексеевич был самым талантливым в семье и распоряжался семейным делом.

В 1840 году он купил у своего дальнего родственника, купца Яковлева, ренсковый погребок (то есть лавку по продаже рейнских вин) на Варварке. Через два года брат Арсений попросил взять в лавку своего 16-летнего сына Якова, а еще четырьмя годами позже в Москву перебрался его младший сын Петр, которому было всего 15 лет.

Взяв на работу младшего племянника, купец первой гильдии Смирнов с Варварки, как его называли, не предполагал, что обучает опасного конкурента. Работая на дядю, Петр Арсеньевич досконально изучил особенности вин, сортов винограда, секреты хранения и, конечно, искусство продавать.

В 1860 году по инициативе Петра, которому было уже 29, его отец Арсений Алексеевич вышел из семейного бизнеса и открыл собственную лавку. Братья-партнеры превращаются в братьев-конкурентов: Иван Смирнов с Варварки против Арсения Смирнова с Чугунного моста.

1860-е годы он встречает купцом третьей гильдии. Стремительное восхождение промышленника началось с приобретения участка в начале Пятницкой улицы, где над Водоотводным каналом перекинули Чугунный мост. Впоследствии изображение знаменитого моста Смирнов начнет печатать на этикетках своей продукции. Количество рабочих на водочном заводике растет неспешно – 25 человек в середине 1860-х годов, 70 человек к началу 1870-х гг.

Чистый продукт

Что касается собственно водки, то производство ее как отдельный бизнес — заслуга именно Петра Смирнова. В XVIII веке водка была исключительно домашней. Помещики делали свои крепкие напитки — каждый по своему рецепту, винокурение с 1716 года было исключительно дворянской привилегией.

Дистилляция алкоголя, применявшаяся в Европе с XIV века, русским была неизвестна. Очищали водку естественными животными белками. По данным историка кулинарии Вильяма Похлебкина, на «шесть ведер водки первой гонки полагалось как минимум одно ведро молока или полведра яичных белков». Причем водки были только ароматизированные — с добавками пряных трав, ягод, фруктов или семян.

В XIX веке в Россию проникают технологии производства спирта на основе картофельного сырья. Это существенно удешевило производство и стало угрозой для русской водки. Как раз в 60-х годах XIX века, когда Арсений и Петр Смирновы только разворачивали дело, в западных губерниях начали переходить с зерновой водки на картофельную. Но дешевое картофельное пойло было низкокачественным и содержало много сивушных масел и примесей. Однажды, отведав такой дурной водки, Арсений сказал: «Пора делать свою, смирновскую!» Его сын Петр посвятил этому свою жизнь.

С 1 января 1863 года откупная система продажи алкоголя, которая вызывала недовольство и привела к «кабацким бунтам», была заменена акцизным сбором. Акциз собирался с объемов, с количества, с качества выкуренного спирта и за торговлю. В том же году Петр Арсеньевич открывает свой первый водочный магазин на Овчинниковской набережной. Работало там поначалу девять человек, которые производили всего-то десяток бочек. Называлась водка «Смирновской».

Первое, на что обращал внимание Смирнов, — качество продукции, но и не забывал наращивать клиентскую базу. Например, приплачивал завсегдатаям кабаков, чтобы те спрашивали у хозяев, есть ли «смирновка». А раз клиент интересуется — значит, надо закупать. Через несколько месяцев пришлось нанимать уже 25 человек, но даже они не справлялись с заказами. Рост оказался слишком бурным. Работники уговаривали Смирнова наращивать продажи, чуть снизив требования к технологии, но хозяин был непреклонен: снижать качество не позволялось ни под каким видом.

Успех коммерческого начинания в XIX веке во многом измерялся не признанием потребителя, а количеством медалей, полученных на международных выставках. В 1873 году водки, настойки и наливки Смирнова производят фурор в Вене, в 1876 году получают медаль на Всемирной выставке в Филадельфии. В 1888 году добавится Барселона, в 1889 году – Париж, в 1893 году – Чикаго, в 1897 году – Стокгольм. Не отставало и родное отечество: Смирнов становится поставщиком Императорского двора, а чуть позже стал снабжать водками великого князя Сергея Александровича. На этикетках появляется двуглавый орел.

Смирновскую продукцию по достоинству оценивают на Всероссийских выставках 1882 и 1896 года. Количество рабочих меж тем приближается к полутора тысячам – среди активов Петра Смирнова мы находим один водочный завод, семь стекольных, пятнадцать складских помещений, четыре типографии. Только сбором ягод и плодов занимаются свыше 700 человек! Специалисты Смирнова знали, где в центральной России найти лучший можжевельник, кориандр, клюкву. Целебные травы добавляли для "забористости" и тонкого аромата.

В 1889 году на Парижской выставке П.А.Смирнов представил популярную настойку "Нежинская рябина". С ее появлением на рынке связана детективная история – ароматную и сладкую ягоду нашли в окрестностях села Невежина Владимирской губернии, и первоначально настойка называлась "Невежинской". Но Смирнов вовремя спохватился – конкуренты могли отправиться на Владимирщину за таким же сырьем. "Невежинскую рябину" срочно переименовали в "Нежинскую". На Нижегородской выставке 1896 года рюмку такой настойки преподнесли Николаю II. Император выпил с видимым удовольствием.

Прейскуранты предприятия на исходе XIX века включали около 400 видов продукции – ягодные ликеры полутора десятков сортов (включая "малороссийскую сливу" и княжевичный"), 20 наименований горькой водки ("хинная", "афганская горечь", "померанцевая эссенция"), херес, ром. В народе наибольшей популярностью пользовалось водка (вино столовое очищенное) № 21, она стоила относительно недорого, 40 копеек за бутылку. Герой рассказа Н.А.Вербицкого-Антиохова размышляют о том, как лучше организовать застолье: "…Поставлю им бутылку Смирновской водки № 21, коробку сардинок да к чаю полбутылки Елисеевского рому в полтора сребреника". Каждый год Петр Арсеньевич реализовывал порядка 100 миллионов бутылок готовой продукции.

Люди, набравшиеся опыта у Смирнова, часто открывали свои предприятия, правда, пользовавшиеся сомнительной славой. Два таких находчивых мошенника решили перещеголять известного производителя вин и коньяков Камилля Депре. У В.Гиляровского находим: "Были у водочника Петра Смирнова два приказчика — Карзин и Богатырев. Отошли от него и открыли свой винный погреб в Златоустинском переулке, стали разливать свои вина, — конечно, мерзость. Вина эти не шли. Фирма собиралась уже прогореть, но, на счастье, пришел к ним однажды оборванец и предложил некоторый проект, а когда еще показал им свой паспорт, то оба в восторг пришли: в паспорте значилось — мещанин Цезарь Депре… Портвейн 211-й и 113-й… Коньяк 184… Коньяк "финьшампань" 195… Ярлык и розовый, и черный, и белый… Точно скопировано у Депре… Ну, кто будет вглядываться, что Ц. Депре, а не К. Депре, кто разберет, что у К. Депре орел на ярлыке, а у Ц. Депре ворона без короны, сразу и не разглядишь…" Пикантные вести приходили с Дальнего Востока – так, в 1901 году ненастоящую "смирновку" стали производить в Иокогаме и Нагасаки. "Этикетка подделана в совершенстве; отличить подделку можно только по двум опискам литографа. На поддельной этикетке значится "в Одесса" и "у Чуiунного моста".





Магазины Смирнова

Петр Арсеньевич умирает в зените славы, его похоронили на Пятницком кладбище в 1898 году. Дело переходит к трем сыновьям, Петру, Николаю и Владимиру. Младшие не очень сильно интересовались производством, поэтому к 1905 году старший отпрыск, Петр, получил полный контроль над предприятием. По инерции "смирновская" водка продолжает пользоваться популярностью – на Тверской открывается роскошный магазин, располагавшийся прямиком напротив дома генерал-губернатора. В 1905 и 1906 году П.П.Смирнов отправляется на выставки в Милан и Бордо, откуда возвращается с наградами. Но отцовского азарта Смирнов-старший, к сожалению, не унаследовал. Правда, он успел отметиться в мире московской архитектуры, заказав Ф.Шехтелю роскошный особняк на Тверском бульваре.

В 1910 году Петр Петрович умирает, и за дело берется его жена, Евгения Ильинична. Она старалась сохранить предприятие на плаву, добилась того, что смирновскую водку стали поставлять к Испанскому королевскому двору. Главный удар по заводу был нанесен в 1914 году, когда в Российской империи ввели сухой закон. Е.И.Смирнова пытается освоить рынок фруктовых напитков и шипучих вод, но былых прибылей уже не достичь. В 1918 году завод у Чугунного моста национализировали, в 1920-е годы он переживает короткий период расцвета под управлением одного из опытных смирновских мастеров, Владимира Ломакина. В 1933 году в Америке отменили запрет на производство спиртных изделий.

Младший сын Смирнова, Владимир Петрович, проживавший в Ницце, продает права на водку и торговый знак американскому гражданину Рудольфу Каннету. С тех пор русскую гордость связывают преимущественно с заокеанскими хозяевами – бутылки "Smirnoff" мелькают в фильмах "Пролетая над гнездом кукушки" и "Карты, деньги, два ствола".





Полная линейка продукции водки Смирнов Smirnoff:

  • Smirnoff 21 — классическая водка Smirnoff с красной этикеткой
  • Smirnoff 21 (Норв.) — классическая водка Smirnoff с красной этикеткой с норвежскими ягодами
  • Smirnoff 27 — водка Smirnoff с серебряной этикеткой
  • Smirnoff 56 — Smirnoff Black, водка небольших выпусков
  • Smirnoff 57 — водка Smirnoff с голубой этикеткой
  • Smirnoff 64 — Smirnoff Ice Pomegranate Fusion Malt Beverage
  • Smirnoff 66 — Smirnoff Ice Raspberry Burst (США)
  • Smirnoff 66 — Smirnoff Twisted V Raspberry
  • Smirnoff 71 — Smirnoff Ice Malt Beverage (‘spin’ в Южной Африке)
  • Smirnoff 72 — Smirnoff Ice Triple Filtered
  • Smirnoff 73 — Smirnoff Black Ice Malt Beverage (‘шторм’ в Южной Африке)
  • Smirnoff 75 — Smirnoff Ice Double Black (Новая Зеландия)
  • Smirnoff 83 — Smirnoff Ice Wild Grape
  • Smirnoff 85 — Smirnoff Twisted Raspberry (Канада)

 Flag Counter

В данный момент сайт просматривает 14  чел.  
Все наполнение сайта носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой.
г. Владимир |filimonov.vladimir.ru | 2014 г.