Культура употребления алкогольных напитков
Вина отличаются друг от друга качеством, цветом, вкусом, ароматом, действием на организм, технологией приготовления и районами выращивания винограда.
Выбор вина начинается с этикетки, которая многое может рассказать о нем. На этикетке указывается район выращивания винограда.Известно, что качество вина во многом зависит от тех почвенно-климатических условий, в которых выращивается виноград. Например, Южный берег Крыма славится изготовлением высококачественных мускатов и крепких вин, сухие и полусладкие вина Грузии считаются самыми лучшими не только у нас в ближнем зарубежье, но и в дальнем, армянский коньяк не уступает самым лучшим в мире – французским коньякам. На этикетке можно найти также возраст вина, содержание спирта и сахара.
Основным методом оценки виноградного вина является его дегустация. Термин «дегустация» произошел от латинского слова degustare, что в переводе означает вкус. Однако вкус не является единственным критерием оценки вина.
В дегустации участвуют также зрение, обоняние и в некоторых случаях даже слух (обычно при оценке игристых и шипучих вин). И хотя дегустация в буквальном смысле означает «оценка вкусом», под этим термином понимается всесторонняя оценка виноградного вина, или, как принято говорить у виноделов, «органолептическая оценка».
Одним из первых зачинателей массовой дегустации вин был известный русский винодел князь Л. С. Голицын.
В конце XIX в. внутренний рынок сбыта отечественного вина страдал от конкуренции засилия иностранных вин. Ввоз иностранных вин, несмотря на высокие пошлины, продолжал расти. Знать предпочитала пить французские вина, а обычный потребитель не имел средств их покупать.
Отечественные вина распространялись очень плохо. В этих условиях JI. С. Голицын решил, что покончить с пренебрежительным отношением русского потребителя к отечественным винам можно только показом товара в его лучшем виде и в лучшей обстановке. Он распорядился широко открыть двери удельных подвалов для экскурсий и отдельных посетителей, давать объяснения о производстве вина и предлагать пробы для его дегустации. Мероприятие это имело громадный успех – резко увеличился сбыт русского вина. После этого частные владельцы подвалов стали чаще приглашать экскурсантов для осмотра их подвалов.
В настоящее время в Украине действует дегустационный зал в Ялте, где можно опробовать все виноградные вина, вырабатываемые на Южном берегу Крыма, и ознакомиться с их производством.
С развитием производства различных видов виноградных вин постепенно сложились правила их опробования и последовательность употребления.
Перед тем как опробовать вино или предложить его своим гостям или друзьям, вино необходимо некоторое время держать открытым (откупоренным) для того, чтобы, как говорят виноделы, «дать вину возможность вздохнуть». Это правило касается или очень молодых вин, или очень старых, многолетних, так как не каждое вино нуждается в таком «вздохе».
Следует помнить при этом, что длительное хранение виноградного вина в открытом состоянии приведет к тому, что в нем может появиться уксусный привкус и запах. Поэтому необходимо всегда открывать только такое количество бутылок, которое требуется для употребления.
Игристые вина следует открывать только перед самым употреблением, иначе исчезнет игра пузырьков углекислого газа.
После ознакомления с внешней характеристикой вина можно приступить к его зрительной оценке. Для этого в бокал необходимо налить вино примерно на одну треть его объема. Обычно у сухих вин, в особенности невыдержанных, возможен осадок, поэтому бокалы, так называемые «рейнвейные», специально изготавливают из цветного стекла, чтобы скрыть легкую муть вина. В настоящее время виноградные вина с осадком (мутью) встречаются не так часто, как это было в прошлом, и то преимущественно при разливе вина непосредственно из бочек. Качественные марочные вина должны иметь кристальную прозрачность с блеском.
Прозрачность вина можно определить как при проходящем, так и при боковом освещении. Для этого бокал с вином поднимают до уровня глаз и просматривают его на свет (источником света может служить окно, электролампа или свеча) или встают к источнику боком. При очень ярком проходящем свете тонкая муть вина может остаться незамеченной, тогда как при боковом освещении бывает заметной каждая частица взвешенной мути. Степень прозрачности густоокрашенных вин – кагоров, рубиновых портвейнов – принято оценивать «на спичку»: в затемненной комнате просматривают вино на свет зажженной спички на черном фоне.
Вино характеризуется по убывающей степени прозрачности как тускловатое, тусклое, мутноватое, мутное. Старые бутылочные вина обычно имеют осадок, который после взбалтывания быстро осаждается и вину возвращается его прежняя прозрачность. Осадок старых вин, держащийся на стенках бутылок, называется «отлежка» или «рубашка». Такой осадок, подтверждая возраст вина, нисколько не снижает его ценности.
Оценивая цвет вина при проходящем и боковом освещении, можно обнаружить, что у молодых белых столовых вин основной желтоватый тон окраски сопровождается легким зеленоватым оттенком, заметным особенно у Рислинга.
У десертных вин в основной желтой окраске добавляются все увеличивающиеся с возрастом тона заварки чая различной интенсивности или тона червонного золота, или темного янтаря. В окраске молодых красных вин есть синеватый оттенок (почему во Франции их называют «голубыми»), который с возрастом, обработкой и выдержкой переходит в красный с различными оттенками: вишневым, рубиновым, гранатовым, кирпичным. Вообще по мере выдержки все белые вина темнеют, а красные бледнеют, поэтому по окраске без труда различают молодые вина, выдержанные и старые.
Умение оценить качество и свойства виноградного вина – один из признаков культуры человека. Поэтому необходимо остановиться на основных и очень важных моментах опробования и оценки, которые могут помочь разобраться в большом разнообразии вин.
Дегустационный метод оценки вина наряду с преимуществами перед химическим методом имеет один существенный недостаток: он не может быть вполне объективным, беспристрастным, так как каждый человек имеет свои физиологические индивидуальные особенности, которые органически заставляют его предпочитать вина одного вкуса винам другим, что может не совпадать с чьим-либо мнением.
Одним людям нравятся кислые вина, другим – сладкие, третьим – крепкие, жгучие, четвертым – терпкие и т. д. Специалисты виноделы-дегустаторы обычно подчиняют свои индивидуальные впечатления от пробы вина некоторым средним общепринятым нормам. Это удается начинающим далеко не сразу, и такая способность приобретается постепенно, по мере развития вкуса и при систематической его тренировке.
На официальных дегустациях, для того чтобы уменьшить влияние субъективных и односторонних мнений отдельных дегустаторов при оценке качества вин, оценка производится коллективно. В некоторых случаях дегустаторам даже не сообщают, какой образец они пробуют. Такую дегустацию называют дегустацией «в темную».
Однако, чтобы более или менее объективно охарактеризовать вино, существует определенный лексикон. Русский дегустационный лексикон в прошлом не был богат, многие термины носили искусственный, надуманный характер – «штишок», «летучка» и т. д.
Сейчас принята десятибалльная система оценки виноградных вин, которая является наиболее наглядной и простой. Высшим, 10 баллом оцениваются безукоризненные во всех отношениях вина. Баллом 6 оцениваются вина весьма посредственного качества, но все же допустимые к употреблению; ниже 6 баллов оцениваются больные вина – прокисшие, прогорклые или с посторонними привкусами и запахами, сильно помутневшие, а потому потерявшие товарный вид. Высший балл для молодых вин – 8.
При опробовании вина и оценке его качеств не следует курить вообще, так как запах и вкус табака мешают воспринять нежность вина, его букет, аромат. Считается, что лучше всего дегустировать вина утром натощак или после легкого завтрака.
Как уже говорилось, в дегустации участвуют многие органы восприятия, но решающая роль принадлежит вкусовым.
Одна из первых классификаций вкусовых ощущений была дана М. В. Ломоносовым (1752 г.), который писал: «Главные из более отчетливых вкусовых ощущений такие: вкус кислый, как в уксусе; едкий, как в винном спирте; сладкий, как в меде; горький, как в смоле; соленый, как в соли; острый, как в дикой редьке; кисловатый, как в неспелых плодах…» В настоящее время физиологи считают, что человеческий организм в состоянии различить лишь четыре вида вкусовых ощущений в отдельности или в сочетании: соленый, сладкий, кислый и горький. Остальные вкусовые ощущения представляют, в основном, соединенное впечатление или от вкуса и обоняния – например пряный привкус, плодовый привкус, привкус огуречного рассола у больных вин, или от вкуса и осязания – жгучий вкус спирта, терпкий вкус танина, маслянистый вкус от обилия в вине некоторых экстрактивных веществ.
Для того чтобы лучше уловить все впечатления, рекомендуется перед глотком как бы ополоснуть всю полость рта, а после глотка сделать выдох через нос.
Кроме того, рекомендуется поместить небольшой глоток вина в самой передней части полости рта и несколько раз втянуть воздух, делая так, будто пьешь очень горячий чай с ложечки. Все эти приемы оставляют гораздо больше сложных и комплексных вкусовых, осязательных и обонятельных ощущений, чем простой и быстрый глоток вина.
Такими быстрыми глотками («залпом») пьют водку и другие крепкие напитки. Вино же, даже помимо случаев подробной и внимательной оценки его, следует пить медленно, небольшими глотками. Соблюдать такую рекомендацию особенно следует при употреблении вин десертных, в частности ликерных.
Вкус вина так же, как его букет и внешний вид, должен быть прежде всего приятным. Вина, которые легко, свободно пьются и оставляют приятное «послевкусие», называются «питкими». В таких винах удачно сочетаются впечатления от спирта, кислот, сахара, если он есть, от танина, и они называются «гармоничными», т. е. во вкусе не выделяется ни одна составная часть. Если эта гармония нарушена избытком или недостатком одного из упомянутых компонентов, тогда вино именуется «негармоничным» или «малогармоничным», а при полном отсутствии гармоничного сочетания отдельных компонентов – «разложенным» или «разбитым». Вино с излишней кислотностью называют «кислотным» или «излишне свежим», с недостаточной кислотностью – «плоским», «вялым», «тупым». Вино с малым содержанием спирта называют «малоспиртуозным», «слабым», оно невыразительное и, как говорят, «теряется во рту», а вино, во вкусе которого «выпирает» спирт, характеризуют как «переспиртованное» или «излишне спиртуозное».
При излишнем количестве дубильных веществ в вине проявляются вяжущие, терпкие оттенки вкуса, при излишке сахара – возникают приторные, слащавые вкусовые ощущения.
Очень важной для оценки вина является характеристика вкуса с точки зрения степени его «полноты». «Полными» называются вина, богатые экстрактом (плотные, густые на вкус, содержащие повышенное количество глицерина и в меру дубильные и пектиновые вещества). О полных и вместе с тем гармоничных винах говорят, что они имеют «тело».
Иногда вино бывает таким по консистенции, что его можно как бы «жевать». При отсутствии полноты вкуса или недостаточной его выраженности вина называют «пустыми», «жидкими», «вялыми».
Полнота в десертных и ликерных винах не должна делать их «тяжелыми» и утомлять вкус. Полнота должна сопровождаться ощущениями, которые дают основание назвать вино «бархатистым», «мягким», «гладким», «круглым», «маслянистым». Такое вино, как говорят виноделы, должно «спускаться в глотку, как кусок бархата». Маслянистость свойственна более сладким, высокосахарным винам, приготовленным из подвяленного винограда.
Вина, в которых вполне развился букет и вкус, называют «зрелыми», «законченными», «хорошо сложенными». Если во вкусе заметно присутствие уксусной кислоты, вино оценивается низким баллом и именуется как «вино со штихом» или «с летучкой». Первый термин заимствован из немецкого языка, а второй применяется на основании того, что уксусная кислота является летучей.
Аромат вина – это та часть запаха, которая обусловливается эфирными маслами, содержащимися в том или ином сорте винограда. Мускатные сорта имеют мускатный запах разных оттенков, молодое вино из винограда сорта Каберне имеет запах, напоминающий паслен, а у Саперави в аромате ощущается запах молочных сливок. Букет вина есть совокупность и сочетание ароматических оттенков, развивающихся в нем с выдержкой; вызывается он летучими эфирами, альдегидами и другими легкоиспаряющимися веществами. Чем более букет выражен и гармоничен, тем вино старше по возрасту и лучше по качеству.
Наряду с благородными запахами нужно уметь отличать и отрицательные. Например, запах уксусной кислоты говорит о том, что вино болело или болеет уксусным скисанием.
В крепких винах уксусное скисание наблюдается очень редко, но в столовых винах, оставленное в неполных, плохо закупоренных бутылках, в теплом помещении, уксусное скисание развивается очень легко и быстро и может привести к полной порче – превращению вина в уксус.
Ознакомившись с терминологией дегустации и свойствами виноградного вина, вы теперь можете сами опробовать какое-либо вино и установить, чем оно вам понравилось, определить все его недостатки и достоинства.
Налейте вино из предварительно открытой бутылки в чистый, хорошо протертый бокал из тонкого прозрачного стекла, по форме напоминающий головку тюльпана, и заполните его на одну треть объема. Конечно, можно взять бокалы какой-либо другой формы, но они обязательно должны быть из гладкого и прозрачного стекла. Если в вине есть осадок, старайтесь, наливая, не поднять этот осадок с донышка бутылки. Затем согрейте вино ладонями: на некоторое время зажмите бокал в ладони правой руки, пропуская ножку бокала между средним и указательным пальцами, а ладонью левой руки закройте бокал, как крышкой. Руки при этом должны быть чистыми, но мыть их нужно без применения душистого мыла, одеколона и т. д.
Бокал с вином слегка вращайте плавными движениями. Под влиянием взбалтывания и теплоты рук вино выделяет повышенное количество ароматических и букетных веществ. Вещества эти скопляются в прикрытом бокале и делаются легко уловимыми для обоняния.
Разумеется, подобным образом нельзя поступать в общественных местах и в гостях, где можно ограничиться легким вращением бокала; тюльпанообразная форма бокала позволит сохранить аромат и букет вина, сконцентрировав их в верхней его части.
Следует добавить, что пробы виноградного вина, оценка его качества могут дать правильное представление только тогда, когда оно хранилось в надлежащих условиях.
Бутылки с вином следует хранить в штабелях, а не оставлять их в стоячем положении, как это нередко можно наблюдать в витринах магазинов и буфетах. Пробка, которая при этом перестает смачиваться вином, даже если она без дефектов, подсыхает в течение нескольких дней настолько, что вино выдыхается или портится в результате взаимодействия с воздухом.
Одновременно с виноделием развивалось искусство изготовления разнообразных сосудов для вина. Древние мастера расписывали глиняные кувшины, чаши и ковши красками, орнаментами в виде листьев и гроздей винограда, рисунками, изображавшими различные сцены из античной жизни и мифологии.
Позже для изготовления этих сосудов начали использовать благородные металлы – золото и серебро. Их украшали чеканным рисунком и драгоценными камнями. Виноградная лоза всегда вдохновляла народных умельцев – из их рук выходили изделия, которыми мы любуемся и сейчас, считая их ценнейшими произведениями прикладного искусства.
С развитием стекольного производства появилась возможность изготовления стеклянных сосудов, которые имеют несравненное преимущество перед глиняными и металлическими: в них можно увидеть цвет вина, разглядеть его тончайшие оттенки, наблюдать игру мельчайших пузырьков углекислого газа в шипучих и игристых винах. Хрустальные бокалы, рюмки и чаши сервировались под определенные виноградные вина в зависимости от их цвета, вкусовых качеств, букета и игристых свойств.
Все это создало своеобразный этикет при употреблении вина.
Для сервировки праздничного стола или банкета использовали следующие бокалы и рюмки:
коньячная рюмка – меньшая из всех по объему (не более 50 см3), предназначалась для коньяка и других крепких спиртных напитков;
лафитная рюмка – в форме широкого конуса, получила свое название от красного сухого вина Лафита, приготовляемого во Франции; объем ее около 75 см3;
рейнвейная рюмка – бокал из цветного стекла, скрывающего осадок и мутность сухого белого вина. Винодельческий район вдоль реки Рейн издавна был производителем белых сухих вин; «Рейнвейн» в переводе означает Рейнское вино – отсюда и название рюмки. Емкость бокала от 100 до 125 см3;
мадерная рюмка – в форме шарообразной чаши, схожей с цоколем желудя, предназначена в основном для мадеры и других крепких вин; емкость 75 см3;
бокал для шампанского – широкая плоская чаша с прямыми или чуть расходящимися кверху краями; емкость бокала от 100 до 200 см3.
Все перечисленные виды рюмок и бокалов для различных виноградных вин относятся к так называемой викторианской эпохе (XIX в.), периоду, когда они были приняты за образец сервировки стола и получили большое распространение во многих странах Европы.
Стол, полностью накрытый бокалами и рюмками из хрусталя, создает праздничную обстановку; цветное стекло несколько оживляет белизну накрытых скатертью столов и хорошо сочетается со столовым фарфором. От количества стеклянной посуды, использованной на одну персону, пошло выражение «сервировка стола на три хрусталя» или «сервировка стола на шесть хрусталей». Это означало, что на столе возле тарелки перед каждым гостем стоит соответствующее число бокалов и рюмок, из которых он должен пить разнообразные вина. Количество бокалов и рюмок определялось наличием предлагаемых гостю различных вин. Расставляли бокалы и рюмки в такой последовательности, в какой вина подавали к столу к тем или иным блюдам.
Вторая причина широкого распространения этих видов стеклянной посуды для вина заключалась, кроме того, в заинтересованности предприимчивых торговцев винами использовать их в целях обмана и наживы. Например, лафитная рюмка – хитроумная выдумка хозяина одного из питейных заведений, в которых продавали вина и крепкие спиртные напитки. Лафитную рюмку благодаря ее форме можно заполнить меньшим количеством вина, чем обычную, шарообразную. Попробуйте налить в нее вино на две третьих объема, и вы убедитесь в том, что вина там намного меньше двух третьих объема обычной рюмки такого же размера, хотя создается впечатление, что количество вина в той и другой рюмке одинаково.
Бокалы и рюмки из цветного стекла – рейнвейные для сухих белых вин и другие – потому находили широкое применение, что виноградные вина в то время из-за примитивной технологии их приготовления получались мутными и имели осадок, а это говорило о низком качестве вин. Цвет стекла позволял в какой-то степени скрыть эти недостатки.
Широкие чаши – бокалы для шампанского были рассчитаны на внешний эффект: весь ресторан должен видеть, что вы пьете. Шампанское в прошлом было очень дорогим вином и пить его могли только богатые люди, поэтому заказать шампанское в ресторане мог далеко не каждый.
Со временем форма бокалов и рюмок изменялась. Описанные формы стеклянной посуды несколько устарели, они представляют в настоящее время только коллекционный интерес. Теперь в основном используют бокалы и рюмки из простого стекла, а выражения «сервировка стола на пять хрусталей» или «сервировка стола на три хрусталя» стали архаическими. Многочисленными бокалами и рюмками накрывают столы теперь только в ресторанах при обслуживании различных банкетов и приемов.
Самые большие изменения в форме и объеме претерпели коньячная рюмка ибокал для шампанского. Если современные бокалы для шампанского превратились из плоских чаш в высокие конусные бокалы, благодаря чему игра вина в нем еще больше проявляется, то рюмки для коньяка оказались совсем непохожими на своих предков.
Большой по объему (150–200 см3) шарообразный бокал в виде цветка тюльпана, на короткой ножке, со сходящимися внутрь краями позволяет улавливать тончайший аромат коньяка, концентрируя его в верхней части. Бокал в форме «тюльпана» в наши дни является основным дегустационным бокалом для вина.
Самым распространенным бокалом для шампанского считается бокал в форме лилии (правильный узкий конус).
Основным преимуществом его является то, что бокал можно не наклонять при разливе шампанского – конусная стенка способствует плавному спаду струи без образования пены.
Красивы и целесообразны бокалы в форме чаши с заостренным дном и расходящимися краями – выход газа шампанского на широкую поверхность оказывается не столь бурным, кроме того, и букет вина в таком бокале ощутим сильнее.
На игру и образование пены шампанского оказывает влияние также качество стекла, из которого изготовлен бокал.
Наличие в стекле выпуклостей, случайных шероховатостей или искусственно нанесенных рисунков, а также оставшиеся после вытирания вымытых бокалов ворсинки от полотенца способствуют более интенсивному выделению газа.
Совершенная технология виноградных вин в наше время позволяет получать высококачественные белые сухие вина прозрачными и без осадка, поэтому рейнвейные бокалы, предназначенные для этих вин, и прочие рюмки из цветного стекла используют в основном только в целях декорации.
Сервировка домашнего праздничного стола не представляет какой-либо трудности, тем более что эта сервировка намного проще той, которую обычно используют в ресторанах.
Здесь заведомо известно, какие вина будут поданы к столу, и поэтому стол накрывают только теми бокалами и рюмками, которые необходимы.
При полной сервировке на стол вначале ставят мелкие тарелки, на них закусочные. За мелкой тарелкой располагают в определенном порядке рюмки: слева от ножа первой ставят рюмку для крепких алкогольных напитков и коньяка, второй – рюмку для крепких виноградных вин и аперитивов, так называемую мадерную или рейнвейную рюмку для белого сухого вина, в зависимости от предлагаемых вин, а затем фужер для воды или соков.
Такое расположение рюмок и фужера соответствует порядку употребления напитков. Прежде это называлось «сервировкой стола на три хрусталя».
При сервировке большого праздничного стола, помимо рюмок для коньяка и вина, а также фужера, в зависимости от разнообразия вин на столе во втором ряду могут быть поставлены рюмка рейнвейная для сухого белого вина и бокал для шампанского. Лафитную рюмку для красного столового вина ставят перед рейнвейным бокалом только при наличии этого вина.
Нельзя ставить на стол вместе с винами большие букеты цветов с сильным запахом и ароматом. Лучше ограничиться декоративными листьями, цветами с нераскрывшимися бутонами или не сильно пахнущими.
Как уже говорилось, бутылки с вином рекомендуется подавать в столу уже открытыми, для того чтобы вино при взаимодействии с воздухом приобрело характерный вкус и аромат.
Ординарные коньяки и виноградные вина переливают в графины, чтобы больше выявить цвет вина. Выдержанные коньяки и марочные вина можно оставлять в оригинальной заводской упаковке.
Графин для вина должен быть чистый и сухой, без посторонних запахов. Если сохранился запах прежнего вина, налейте в графин немного вина и ополосните его стенки. Переливая вино из бутылки, графин держите в левой руке перед глазами, против света, чтобы следить, как стекает вино по стенкам. Графин следует заполнять вином на три четверти его объема, иначе очень трудно будет разливать вино по рюмкам и бокалам.
При большом ассортименте вин, подаваемых к столу, следует придерживаться некоторых правил.
1. Лучшие марочные вина подают после ординарных вин.
2. Сладкие, десертные и ликерные вина подают после сухих и полусладких вин.
3. Крепленые вина подают после мягких и слабоалкогольных вин.
4. Белые вина употребляют раньше красных, в противном случае вкус белого вина искажается.
Для поднятия и возбуждения аппетита перед началом обеда можно подать такие вина, как портвейн, аперитивы – мадера, херес, вермут и коньяк в небольшом количестве.
В начале обеда или ужина к разнообразным и в особенности к острым закускам подают напитки, возбуждающие аппетит. Обычно это водка или горькие настойки (не больше одной-двух рюмок).
Коньяк является, пожалуй, единственным из всех напитков, который можно пить и в начале обеда как аперитив для возбуждения аппетита, и на десерт, и в конце обеда.
Многие относят шампанские вина к столовым винам. Шампанское можно пить в начале и в продолжение обеда или ужина, а также на десерт. Советское шампанское по праву относится к лучшим виноградным винам. В шампанском гармонично сочетаются тонкий аромат, прекрасный нежный вкус и умеренная крепость. Наряду с этим шампанское завоевало широкую популярность как «праздничное», «тостовое» вино, украшающее стол и создающее торжественное, радостное настроение.
Шампанское (только сладкое) по своим качествам и аромату относится к тем редким винам, которые могут сопутствовать различным по своему вкусу блюдам (но, конечно, не острым закускам). Этот напиток можно рекомендовать к праздничному ужину или обеду – вместо всех других вин. В этом случае вначале подают более сухие марки, постепенно переходя к сладким. Сладкое шампанское сопровождает сладкие блюда, фрукты.
И все-таки, несмотря на то что шампанское сервируют ко многим блюдам, особенно к обеденным, необходимо придерживаться некоторых разумных принципов. Англичане считают, что правильнее употреблять шампанское в начале еды или за едой, и предпочитают в связи с этим марки самого сухого и сухого шампанского, избегая полусухого и сладкого. Но нужно помнить, что употреблять шампанское во время обеда не очень удобно: углекислый газ, смешиваясь в желудке с твердой пищей, может вызвать отрыжку. Даже если в вине останется незначительное количество газа, он может причинить вам неприятное ощущение в желудке. Вероятно, поэтому французы предпочитают пить шампанское после еды. У нас и в некоторых других странах также принято употреблять игристые вина в конце еды, часто одновременно с десертом. Но этот установившийся обычай с физиологической точки зрения нерационален, так как при переполненном после обеда желудке углекислый газ легко может вызвать тошноту и вино, несмотря на свою легкость и невысокую спиртуозность, приведет к опьянению. Поэтому после еды лучше употреблять шампанское некоторое время спустя.
При подборе вина имеет значение время года. В жаркие дни рекомендуется подавать вина с приятным освежающим вкусом – белые столовые и полусладкие виноградные вина. Они хорошо утоляют жажду.
Зимой отдают предпочтение «теплым», хорошо согревающим красным столовым и крепким виноградным винам. В зависимости от вида блюда это красные столовые и крепкие вина, а также коньяки, мадера и другие аперитивы.
Особенно широкое использование вин этих марок зимой объясняется и тем, что в зимнем меню больше сытных и «плотных» блюд из мяса, свинины, баранины, к которым очень подходят как красные столовые, так и крепкие виноградные вина.
Для правильной вкусовой оценки виноградного вина большое значение имеет его удачное сочетание с потребляемыми блюдами. Однако это не говорит о том, что вино надо обязательно пить только во время еды. Портвейн и мадера различных сортов и марок являются тонизирующими и калорийными напитками, белые сухие, полусладкие и игристые вина хорошо утоляют жажду, особенно в жаркое время года, а зимой они хорошо согревают.
Правильным подбором вина можно добиться приятного сочетания напитка и блюда, а неправильным – можно испортить вкус отличного вина и хорошо приготовленного кушания.
Вкусовое соответствие – основной показатель для выбора напитка к блюду. Лучше, вкуснее, приятнее может оказаться менее выдержанное, менее ценное и дорогое вино, если оно соответствует кушанью, чем самое старое, драгоценное, если вкус этого напитка, его аромат, букет не только не подчеркивает, не выявляет характерных особенностей и достоинств кушанья, но находится в резком несоответствии с ним. Ординарное, обыкновенное вино может вместе с каким-нибудь блюдом составить безупречный по своим свойствам «вкусовой ансамбль».
Это гармоническое сочетание и является главным условием правильного выбора напитка к определенному кушанью.
Существует множество правил употребления виноградных вин с различной пищей. Но многие из этих правил в некоторых случаях неприменимы из-за различных вкусов и наклонностей людей. Все же есть несколько принципов, которых придерживается большинство любителей виноградного вина.
Красные вина никогда не следует подавать к рыбным блюдам, десертные и ликерные вина не увязываются с обеденным меню. Например, недопустимо подавать ликерные вина к соленой рыбе или мясной гастрономии. Придержите сладкое вино на десерт, подав его к фруктам, кофе, чаю, мороженому. Известно также, что сладкие вина, поданные к обеду, перебивают вкус и заглушают аппетит.
К этому можно еще добавить, что сервировать вино с первыми блюдами вообще не принято, но если гость желает все-таки испробовать его, например с супом, то лучше предложить ему портвейн, мадеру или какой-либо другой аперитив. Вино в этом случае наливают в мадерные рюмки.
Старайтесь не сервировать красные вина с белым мясом, хорошее сухое или полусухое вино для этих блюд будет вполне подходящим: Цинандали, Гурджаани, Цоликаури, Мухранули, Тибаани, Рислинг Анапа, Рислинг Абрау, Сильванер, Семильон, Алиготе, Фетяска, Ркацители, Кокур. Эти вина наливают в рейнвейные рюмки.
К первым блюдам рекомендуют подавать крепкие виноградные вина – мадеру, портвейн, херес, марсалу; к супам-пюре и бульонам – херес и мадеру.
К мясным блюдам – бифштексу, филе, лангету, антрекоту, эскалопу, разнообразным натуральным и панированным котлетам, шницелю, ромштексу, жареной говядине, баранине, свинине, телятине, кушаньям, приготовленным из печенки, почек, мозгов, подают красные сухие вина – Каберне, столовое красное Алушта, Телиани, Мукузани, Саперави, Матраса, Оксамит Украины. Их наливают в лафитные рюмки.
К шашлыкам, плову, блюдам из дичи – ко многим горячим мясным кушаньям кавказской и среднеазиатской кузни можно посоветовать выбрать красные кахетинские вина, к примеру Саперави; к рыбным блюдам этой кухни – белые грузинские: Кахетинское, Тиибани; к овощным кушаньям и блюдам из домашней птицы – отличные полусладкие белые грузинские вина Чхавери и Твиши.
К домашней птице и дичи подают красные сухие и крепленые вина, такие, как портвейны красные Алушта, Таврический, Крымский, Таврида, Ливадия, Массандра, ЮБК, различные марки мадеры и хереса, а также сухое или полусухое шампанское. Если в меню обеда или ужина имеется одно мясное блюдо или одно блюдо из домашней птицы или дичи, то обычно к ним подают только красное столовое или крепленое вино. Если же включено мясное блюдо и дополнительно жаркое (домашняя птица или дичь), то к мясу подают красное вино, а к жаркому – сухое или полусухое шампанское. К домашней птице и дичи рекомендуют менее экстрактивные и терпкие красные столовые вина, такие, как Абрау-каберне, Анапа-ка-берне, Матраса. К цыплятам и мелкой дичи, к натуральным или фаршированным котлетам из филе птицы и дичи можно предложить полусухое шампанское.
К острым салатам, мясным закускам—холодной телятине, отварному языку, мясному ассорти, ветчине – хороша рюмка крепкого (но не десертного) красного или белого вермута. Несмотря на некоторую сладость, присущую этому напитку, его своеобразный аромат, горьковатый привкус, запах полыни, хинной корки и гвоздики хорошо гармонируют со вкусом многих закусок.
К горячим рыбным кушаньям – рыбе паровой, отварной, в рассоле по-русски, к рыбным блюдам, приготовленным с тонкими, деликатесными соусами, к рыбным кнелям и к жареной рыбе можно предложить белые сухие виноградные вина. Особенно рекомендуются к этим кушаньям рислинги Абрау, Анапа, Су-Псех, Алька-дар и грузинские вина Цинандали, Гурджаани, Цоликаури, а также белые столовые вина Садиллы, Баян-ширей, Сильванер.
К устрицам, мидиям, креветкам наиболее подходят легкие белые вина мягкого вкуса и тонкого аромата без резкой кислотности, такие, как Семильон, или полусухое шампанское. К этим же блюдам, если посетитель не любит сухого вина, можно предложить полусухое вино типа Шато-Икем.
Овощные кушанья (цветная капуста, зеленый горошек, запеченные и фаршированные овощи, грибы) запивают полусладкими винами типа Шато-Икем или грузинскими полусладкими Чхавери, Твиши, Хванчкара, Усухелаури, Киндзмараули, Оджалеши.
К спарже и артишокам подают не очень сладкие марки мускатных вин, Мускатель.
К сырам, которыми заканчивают обед или ужин и которые подают перед десертом, рекомендуют белые сухие виноградные вина, либо шампанское.
К сладким блюдам – шарлоткам, пудингам, воздушному пирогу, гурьевской каше, блинчикам с вареньем, яблокам в тесте, круту с фруктами, компотом, желе, муссам, кремам, самбуку и т. п. – предлагают десертные мускаты и токаи Пино-гри, все марки кагоров, вино Педро-Хименес, грузинское вино Салхино.
К фруктам, мороженому, пломбиру, парфе рекомендуют сладкие шампанского.
Кахетинские вина очень хороши и приятны с различными так называемыми рассольными сырами типа брынзы, тушинский, чанах; к этим винам также подают пряную зелень – эстрагон, кинзу, портулак, и блюда из фасоли («лобио»).
Сухое шампанское хорошо сочетается с умеренно острыми мясными блюдами. На десерт рекомендуется полусладкое, сладкое и мускатное шампанское. В случаях, когда шампанское пьют вне обеда или ужина, с ним хорошо сочетаются неострый сыр, фрукты, миндаль, фисташки и другие орехи, шоколад, мороженое, кондитерские изделия.
К шампанскому, поданному к столу вне обеда или ужина, рекомендуется подавать различные сыры, а также сухое печенье, пирожное, торты, сладости, конфеты, фрукты, орехи, фисташки, жареный соленый миндаль.
Натуральные сухие и полусладкие вина хорошо сочетаются с овощными блюдами и зеленью – отварной цветной капустой, фасолью, спаржей, артишоками, фаршированными овощами и грибными блюдами.
Белые сухие вина пьют перед такими легкими закусками, как холодная рыба, икра, раки, устрицы.
Для красных вин хорошая закуска – окорок, украинское сало, колбаса, ветчина.
Пиво хорошо подавать к закускам из раков или крабов, к салатам из крабов, к разнообразным бутербродам, сыру, к горячим сосискам, сарделькам, горячей отварной ветчине.
К пиву подают также соленые сухарики, кусочки вяленой и копченой воблы, горох.
Коньяк можно предложить к холодным рыбным закускам – семге, лососине, балыку, теше, черной икре, шпротам, сардинам и др. Коньяк во время десерта хорошо сочетается с лимоном, кофе, чаем и фруктами.
Десертные и ликерные вина – Токай, различные мускаты, Мускатель, Алеатико, Салхино, Кокур десертный, Рубиновое – сочетаются с закусками, не обладающими острым или соленым вкусом: фруктами, ягодами, конфетами, печеньем, тортами, пирожными. Эти вина рекомендуется подавать только на десерт.
Ароматические и вкусовые достоинства виноградных вин лучше всего проявляются при определенной температуре.
Для каждого типа вина существует своя температура, при которой его следует подавать к столу. Но прежде чем дать подробное описание сервировки вин, необходимо разделить их на три категории в зависимости от времени употребления:
1) вина, возбуждающие аппетит (относятся к категории так называемых аперитивов), – употребляются обычно перед едой для возбуждения и поднятия аппетита;
2) вина, употребляемые во время еды, обеда или какой-либо трапезы – столовые вина;
3) вина, которые принято пить после еды, на десерт – десертные вина.
К аперитивам относятся вермут, мадера, херес, марсала, коньяк. Коньяк перед едой лучше всего подавать охлажденным или комнатной температуры. Если аперитивы достаточно крепкие, лучше в бокал положить небольшой кусочек льда для уменьшения остроты вина.
Чтобы меньше чувствовался алкоголь при употреблении крепких напитков, их следует подавать охлажденными до 5–8 °C.
Белые сухие вина вкуснее всего слегка охлажденными (до 10–12 °C). Летом эти вина можно охлаждать и до 8– 10 °C.
Некоторые натуральные столовые вина в какой-то степени также способны возбуждать аппетит, однако добавлять в них кусочки льда нецелесообразно – они и без этого достаточно мягки и нежны на вкус. Лучше эти вина охладить до температуры 12–14 °C. Для возбуждения аппетита часто используют некоторые смешанные напитки, хорошо охлажденное шампанское и другие игристые вина.
Однако следует оберегать натуральные вина от чрезмерного охлаждения, иначе «замораживается» аромат и даже исчезает вкус напитка.
Шампанское подают к столу охлажденным до 7—10 °C. Постепенное понижение температуры способствует прочности возникающей пены. Очень низкая температура для выявления качеств шампанского неприемлема – холод их маскирует. Ароматические начала в слишком охлажденном шампанском в связи с понижением их летучести не распознаются органами обоняния, точно так же теряется и вкус. Комнатная температура шампанского способствует слишком бурному выделению углекислого газа и сокращает время игры в бокале, к тому же очень трудно открыть в таком случае пробку, не вылив часть вина из бутылки.
Различные сорта и марки шампанского употребляют при соответствующей температуре. Сухое шампанское необходимо охлаждать до 8—10 °C, полусухое до 6–7 °C, в то время как шампанское сладкое, мускатное и красное лучше охлаждать до 14–16 °C.
Столовые белые и розовые вина следует подавать к столу охлажденными до 10–12 °C – в таком виде они создают приятную прохладу в полости рта.
Температура красных сухих вин должна быть комнатной, зимой их слегка подогревают. Если красное столовое вино подают холодным, его можно слегка подогреть руками, плотно держа бокал в ладонях – подогретое вино вновь раскрывает свой «характер». Красные столовые сухие вина подогревают до 20–25 °C.
При температуре красных столовых сухих вин 10 °C и ниже в них слишком чувствуется танин, его вяжущий вкус заглушает все другие вкусовые оттенки вина. Если красное вино перегрето, весь букет исчезает, оно кажется кислее на вкус, в нем сильно выражен алкогольный оттенок.
Херес и мадеру подогревают на 4–5 °C выше комнатной температуры. Десертные вина, мускаты, токаи должны иметь комнатную температуру (16–18 °C).
Для подогревания бутылку с вином, предварительно откупоренную, ставят в мельхиоровое ведерко или в какой-либо другой сосуд, в который налита горячая вода, на 5– 10 минут.
Десертные, а также крепкие вина должны быть комнатной температуры, при которой особенно подчеркиваются их свойства.
Как напиток для десерта, коньяк, особенно марочный, следует подогревать для усиления аромата и букета следующим образом. В шарообразный бокал емкостью 150–200 см3 налейте небольшое количество коньяка и согрейте бокал руками. Благодаря большой поверхности согреваемого стекла, коньяк быстро нагреется, станет приятнее и мягче на вкус.
Бутылки с выдержанным вином поверх пробки обычно имеют капсюль или заливаются смолкой. Перед тем как открыть бутылку, смолку удаляют, а если имеется капсюль, то его надрезают ножом вровень с горлышком бутылки.
Неправильная срезка может способствовать попаданию капель вина при наливании его в рюмки на скатерть. Срывать капсюль не следует, так как он является частью оформления бутылки. После того как удалена смолка или срезан капсюль, горлышко бутылки нужно протереть салфеткой и ввернуть штопор. Пробку не пробуравливают насквозь, чтобы мелкие частицы ее не попали в вино. Когда штопор ввернут в пробку, левой рукой обхватывают горлышко бутылки, а правой медленно вытаскивают пробку. После того как пробка вынута, горлышко бутылки вновь протирают салфеткой и уже после этого разливают вино по рюмкам и бокалам.
Шампанское открывают иначе. Прежде всего снимают уздечку, вращая проволочное кольцо слева направо, и очищают головку бутылки от фольги. Затем, держа бутылку в правой руке, левой зажимают салфеткой пробку, осторожно раскачивая и вытаскивая ее. Для предупреждения резкого неожиданного выхода вина бутылку следует держать в наклонном положении. Охлажденное шампанское для дальнейшего поддержания температуры необходимо снова поместить в ведерко-холодильник с мелконаколотым льдом и сверху накрыть салфеткой.
Тот, кто особенно ценит в шампанском выстрел при вылете пробки в момент откупоривания бутылки и считает, что чем выстрел сильнее, тем лучше шампанское, не прав, так как качество шампанского не имеет никакой связи с силой выстрела. Наоборот, бутылку надо открывать бесшумно и спокойно, стараясь ее не взбалтывать. Растворенный и связанный углекислый газ выделяется из вина тогда постепенно, и оно играет более продолжительное время. Соблюдать это особенно важно при опробовании вина и оценке его качества, помня при этом, что выстрел приводит к резкому разрежению пространства газовой камеры в бутылке.
Наливать шампанское в бокалы надо медленно; при этом струя вина должна направляться по стенке наклоненного бокала.
Этот прием приводит к сохранению в вине газа, а стало быть, и его качества. Напротив, наливание падающей струей шампанского приводит к образованию в бокале высокого столба пены, по разрушении которой вино быстро перестает играть.
Оставлять шампанское надолго в открытой бутылке не следует – газ улетучивается, игра шампанского ослабевает.
Сдабривать виноградные вина можно только для того, чтобы придать полученному смешанному напитку пикантность вкуса, своеобразный аромат и, конечно, свойственное ему возбуждающее действие на организм.
Достигают этого вовсе не подбором и сочетанием различных по своим свойствам и качествам сортов и марок виноградных вин, а в результате добавления в вино небольшого количества ароматических и вкусовых специй, воды, фруктового сока или фруктов, ягод и других питательных компонентов.
В последнее время все большее распространение получают такие смешанные напитки, как крюшон, пунш, грог и глинтвейн. Пунш, грог и глинтвейн подают к столу в горячем виде – в холодное время года, а также в районах с суровым климатом они являются прекрасными согревающими напитками. Вероятно поэтому большое признание и популярность они завоевали в Скандинавских странах.
Пунш и грог состоят преимущественно из крепких алкогольных напитков с добавлением различных специй и приправ, а глинтвейн, как правило, из виноградных вин. В качестве основного компонента для глинтвейна всегда используют красное вино. Все эти напитки приготовить не очень сложно, причем необходимо запомнить важное правило: виноградные вина следует добавлять в напиток в последнюю очередь, когда растворились все другие компоненты, и надо избегать кипячения напитка, так как при чрезмерном нагревании летучие душистые и спиртные вещества могут испариться. Напиток вкусен и ароматен тогда, когда он только что приготовлен.
Бутылки с виноградным вином следует хранить в прохладном месте при температуре 10–12 °C, а крепкие десертные вина – при температуре 14–16 °C.
Бутылки должны находиться в горизонтальном положении, так, чтобы вино омывало пробку и она оставалась влажной.
При длительном хранении вино выделяет осадки, состоящие из винного камня и красящих веществ, что, кстати сказать, не ухудшает, а улучшает качество вина.
Красящие вещества, оседая на внутренней стороне бутылки, образуют так называемую «рубашку» вина. Такие вина с осадками и «рубашкой» нельзя взбалтывать: их либо осторожно переливают в другие бутылки, либо за 3–4 дня перед тем как подавать к столу ставят, придав вертикальное положение, тогда винный камень и другие осадки останутся на дне и вино можно будет осторожно разлить в бокалы.