В кризис у украинских потребителей все большей популярностью пользуются отечественные вина.
17.06.2016
Позитивная динамика в винодельческой отрасли начала наблюдаться только в этом году.
На возобновление объёмов рынка теперь необходимы годы, утверждают сами виноделы. При этом восстановить качество отечественных вин без уникальных крымских сортовых виноградников будет очень непросто, пишет Наталья Некрасова в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2016 года.
Справится ли отрасль со столь жёстким вызовом, станет понятно уже в течение ближайших сезонов.
Аннексия полуострова совпала с не самым урожайным годом, в итоге 2014 год выдался для отрасли провальным. Виноделы неохотно сравнивают нынешние статистические показатели с успешным, 2013 годом. Сравнение не в пользу нынешней ситуации.
По данным корпорации «Укрвинпром», в 2015-м производство виноматериалов в Украине (без учёта АРК) уменьшилось на 50% по сравнению с 2013-м, когда этот показатель (с учётом АРК) составлял 28,3 млн дал (1 дал = 10 л). Снизилось и производство игристых вин — с 6,7 до 4,7 млн дал соответственно.
Без Крыма
«С аннексией Крыма мы потеряли не только свою лучшую сырьевую базу, но и потребителей, удельный вес которых на полуострове был выше, чем в среднем по Украине. А военный конфликт на востоке страны наглухо заморозил ещё 15% рынка», — рассказывает о проблемах виноделов гендиректор ТД «Инкерман» Анна Горкун.
В свою очередь, директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко уточняет: массивы виноградников, расположенные в Крыму, составляли почти треть всех площадей, на которых возделывается виноградная лоза в Украине. «Потеря Крыма стала серьёзным ударом по отечественному виноделию», — признаёт он.
По его данным, доля крымской продукции в общем объёме бутилированного вина стабильно составляла убедительные 55-57%. На полуострове концентрировались производители, которые не только перерабатывают виноград, но и осуществляют разлив готовой продукции, — всего два десятка стабильно работающих заводов и больше полусотни сугубо виноградарских предприятий.
Впрочем, по мнению президента Ассоциации сомелье Украины Дмитрия Сидоренко, наибольший урон из-за аннексии Крыма был нанесён не столько объёмам рынка, сколько его качеству. «Мы потеряли малых виноделов Крыма, таких как Павел Швец и Алексей Акчурин. Сейчас они, как могут в нынешних условиях, продолжают выпускать продукцию, но продают её уже на территории России», — рассказывает он.
«В связи с потерей АР Крым в Украине прекратилась переработка таких уникальных сортов винограда, как «серсиаль», «вердильо», «семильйон», «педро», «кокур белый», «эким-кара», «джават-кара», «кефасия», «сары пандас». Эти сорта можно выращивать только в природно-климатических условиях Крыма», — сокрушается гендиректор корпорации «Укрвинпром» Владимир Кучеренко.
Общие площади крымских виноградников составляли до 25 тыс. га без учёта потенциала их развития. Это делало регион второй крупнейшей сырьевой базой виноматериалов в Украине. Пальма же первенства традиционно — у Одесской области с её более чем 30 тыс. га виноградников. Кроме того, стоит напомнить, что винодельческими регионами были и остаются Николаевская, Херсонская и Закарпатская области.
С французских на отечественные?
Позитивная динамика в отрасли начала наблюдаться только в этом году. По данным ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», в первом квартале общий объём выпущенного тихого и игристого вина увеличился на 38% — с 2,3 млн дал до 3,1 млн дал. «Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и по итогу года рынок вырастет на 5-7%», — говорит Горкун.
Украинцы в своих предпочтениях по алкоголю всё больше переключаются на отечественные вина
Украинцы в своих предпочтениях по алкоголю всё больше переключаются на отечественные вина. «С недавних пор популярность украинских вин растёт, появляются достойные интересные бренды от «Колониста», «Винодельческого хозяйства князя П. Н. Трубецкого», «Чизая», «Шабо», — рассказывает о ситуации в винном ритейле Светлана Зозуля, имидж- и маркетинг-директор сети WINETIME. Горкун подтверждает: соотношение отечественной и импортной продукции в структуре продаж меняется в пользу первой. Главная причина — экономическая.
«Украинский потребитель всегда был падок на импортные вина: при равных ценах наши соотечественники склонны отдавать предпочтение зарубежному продукту, зачастую даже в ущерб качеству. К счастью, по объективным причинам доля импорта последние два года сокращается», — описывает характерные тенденции Горкун.
Потребление отечественных вин увеличивается пропорционально с робким ростом благосостояния и параллельно с накалом нервозности в обществе, объясняют сами игроки рынка.
«Повышенный уровень тревожности, связанный с экономической нестабильностью в стране и мире, войной, дефицитом доверия к государству, международным корпорациям и брендам, подталкивает людей заедать и запивать эту тревожность», — добавляет штрих в общую картину рынка Зозуля.
По иронии судьбы увеличение объёмов производства происходит по тем же причинам, которые ранее привели к его сокращению: сложная экономическая ситуация и низкая покупательная способность. Виноделы объясняют, что в условиях, когда бутылка водки объёмом 0,7 л стоит больше 70 грн, а такого же объёма бутылка вина — от 35 грн, часть потребителей изменили свои предпочтения в пользу вина.
Покупатели вина перешли на продукцию с более демократичными ценами. Изменения в ассортименте произошли не только ценовые, но и качественные — украинцы стали тяготеть к сухим винам
По наблюдениям Зозули, большинство покупателей вина перешли на продукцию с более демократичными ценами. Примечательно, что изменения в ассортименте произошли не только ценовые, но и качественные. По словам Сидоренко, украинцы стали тяготеть к сухим винам, что соответствует мировым вкусам и тенденциям.
Производители уловили эту тенденцию. «Долгие годы мы производили простые сладкие и полусладкие вина, но теперь перешли на сортовые сухие сорта. Таким образом мы реагируем на рыночный спрос», — рассказывает директор по маркетингу и продвижению компании «Котнар» Ольга Тоичкина.
Не упустить шанс
Впрочем, радоваться преждевременно. «Показатели первого квартала ещё не свидетельствуют о выходе винодельческой отрасли из кризиса. Красивая динамика формируется только благодаря сравнению с самыми провальными годами в истории виноделия независимой Украины», — сдерживает надежды виноделов Михайлечко.
К слову, к середине этого года «подсевший» импорт снова начал набирать обороты. И здесь для отечественных производителей главное — не потерять время и использовать внезапно открывшиеся благодаря кризису возможности.
По данным ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», в первом квартале объём импорта вина увеличился на 43%. — с 296,7 тыс. дал (за соответствующий период 2015-го) до 423,9 тыс. дал.
«В отношении импорта мы наблюдаем ситуацию, аналогичную кризисному периоду 2008-2009 годов. Тогда возникшая тенденция замещения импортного вина украинским не была развита в полной мере. После непродолжительного затишья покупатели психологически привыкли и к курсовой разнице, и к порядку цен, что позволило импортёрам потихоньку увеличивать количество ввозимой продукции. Сегодня этому способствует и достаточно агрессивная экспансия зарубежных производителей на внешний рынок: им нужно где-то продавать своё вино», — объясняет тенденцию Михайлечко.
Интересую тенденцию демонстрирует экспорт. По словам Михайлечко, в первом квартале 2016 года экспорт тихих и игристых вин составил 69,3 тыс. дал, что в три раза больше, чем за аналогичный период 2015-го. «Однако сама по себе цифра говорит о том, что в целом направление является неэффективным, потому что указанный объём — это не более 500 тыс. бутылок вина. Для сравнения: в 2013 году только тихой группы вин мы экспортировали около 10 млн бутылок», — объясняет эксперт.
Акцизный капкан
За год-два решить проблему восстановления объёмов и качества виноделия в Украине практически невозможно, утверждают эксперты отрасли. Нужно больше времени и много средств. По подсчётам Горкун, чтобы компенсировать потери крымских виноградников, необходимо привлечь инвестиции в размере свыше 600 млн евро. И это не всё.
«Если принимать во внимание проблему сырьевой базы украинского виноделия в целом, следует признать, что практически половина действующих виноградников на материковой части Украины требует обновления. Поэтому общая сумма инвестиций, которая сможет обеспечить страну высококлассным сырьём, стремится к 1 млрд евро. Без поддержки со стороны государства для действующих игроков рынка — это неподъёмный бюджет», — объясняет винодел.
Но государство в этой ситуации отрасли не помощник, утверждают эксперты рынка. «Виноделы вынуждены бороться не только с погодными условиями и экономическим кризисом, но и с отсутствующим и недействующим законодательством. Государство не оказывает отрасли никакой поддержки», — рассказывает Сидоренко.
Наибольшей проблемой сомелье называет отсутствие возможности для малых производителей получить необходимые лицензии. И дело не только и не столько в том, что процедура их получения требует немалых расходов. «Лицензия на производство стоит смешных 800 грн. Розничная лицензия — возможность продажи своей продукции через собственный магазин — стоит 2 тыс. грн в год для сельской местности и 8 тыс. грн для Киева, — перечисляет Сидоренко. — Поскольку вино является подакцизным товаром, для продажи нужен кассовый аппарат, который стоит около 5 тыс. грн. На эти затраты виноделы готовы идти, но получить все эти лицензии официально и честно — нереально».
Ещё более непредсказуемой является ситуация с акцизами. «В 2010 году акцизную ставку на креплёные вина увеличили в четыре раза — с 50 копеек до двух гривен. Это немедленно ударило рикошетом по производителям: уровень падения производства по этой группе за два года составил 74%. В 2014 году произошло повышение акцизной ставки на 43%, и мы потеряли ещё 48% производства», — приводит пример Михайлечко.
Сейчас позиция Государственной фискальной службы в отношении алкогольной отрасли, по его словам, остаётся прежней — с производителями никто не ведёт диалог, их не ставят в известность о планах по очередному поднятию акцизов, поэтому сложно спрогнозировать, какие изменения ставок можно ждать в 2016 году.
«Акцизная политика нашего государства для большинства участников алкогольного рынка является без преувеличения загадкой. Особенно в части последовательности действий регулятора», — соглашается с ним Горкун.
Она убеждена, что у украинского вина есть потенциал: оно может занять достойное место на глобальном рынке. Но без реальной поддержки государства рассчитывать на это не приходится.
Наталья Некрасова
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2016 года. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.