Рыбаки предупредили о «значительном» увеличении цен
на некоторые виды дешевой рыбы
Наше судно МРКТ «Петр I» в 2019 году добыло и переработало 87,297 тысяч тонн рыбы, установив тем самым новый мировой рекорд.
18 марта 2021
О рисках «крупномасштабных сбоев» в промысле сардины иваси и «значительном» увеличении из-за этого цен на некоторые виды рыбной продукции предупредили дальневосточные компании «Тралфлот» и «Софко», входящие в группу «Сигма Марин Технолоджи». В середине марта гендиректор обеих компаний Владимир Рекасов направил вице-премьеру Виктории Абрамченко письмо, с копией которого я ознакомился
Сбои в промысле могут возникнуть в связи с вступлением в силу нового требования о таможенном декларировании так называемых незаходных судов, указано в письме. Речь идет о судах, которые добывают рыбу по российским квотам, но были построены или куплены за рубежом и обслуживаются и ремонтируются в иностранных портах. В конце 2020 года правительство приняло постановление, согласно которому до 1 января 2022 года все суда, произведенные или приобретенные за пределами Евразийского экономического союза и занимающиеся рыболовством в исключительной экономической зоне России, должны пройти таможенное декларирование. Без этого они лишаются права на добычу рыбы по российским квотам.
У «Тралфлота» и «Софко» три таких судна — это супертраулеры «Сергей Бочкарев», «Петр I», «Ерофей». Построенные в 1990-е годы в Испании траулеры переоборудовались и модернизировались российскими компаниями, сейчас они самые высокопроизводительные в мире, указывает Рекасов. Каждое судно в год может добывать более 80 тыс. т водных биоресурсов, и около половины добычи приходится на скумбрию и сардину иваси, промысел которой не так давно возобновился.
Сейчас сардина иваси — самая дешевая рыба в России: 1 кг с доставкой до порта Владивостока стоит у рыбаков, по словам Рекасова, 40–45 руб. Для сравнения: 1 кг минтая, который в этом году рекордно подешевел, сейчас стоит на Дальнем Востоке у рыбаков 68 руб., тихоокеанской сельди — 65 руб.
В 2020 году вылов сардины иваси составил 313 тысяч тонн, подсчитывают во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). При этом отпускные цены на иваси снизились с 87 до 60 рублей за кг. А в следующем году, по данным Росрыболовства, рекомендованный вылов сардины иваси увеличен еще на 37% - до 480 тысяч тонн.
В Россельхознадзоре рассказали, почему российскую рыбу не пускают в Китай
Благодаря своим вкусовым качествам и невысокой цене иваси может стать одним из главных "рыбных хитов" в потребительской корзине россиян, считает президент ВАРПЭ Герман Зверев. В советские времена многие хозяйки предпочитали готовить традиционный новогодний салат "Сельдь под шубой" с добавлением иваси, а не классической сельди. Иваси отличает более нежное и сочное мясо, а при засолке она практически не теряет своих вкусовых качеств. Кроме того, в иваси содержится много полезных жирных кислот Омега-3: от 11,3 до 28,3%.
Зверев напоминает, что этот пелагический вид рыбы под торговым брендом "сельдь иваси" наряду с "килькой в томате" являлся рыбным символом эпохи развитого социализма. Пик добычи иваси советскими рыбаками пришелся на 80-е годы, когда объем вылова доходил до 376 тысяч тонн, а рекордным стал 1990 год - 484,4 тысячи тонн. Однако вслед за распадом СССР иваси ушла от российских берегов. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году.
"Сегодня отраслевая наука прогнозирует возможный уровень добычи пелагических видов рыб (сардина иваси, скумбрия, сайра) в пределах 1 млн тонн. Более 70% вылова пелагики приходится на тихоокеанскую сардину иваси. Мы считаем, что растущий потенциал вылова не иссякнет в ближайшие 10 лет, и это открывает перед российскими рыбопромышленниками новые перспективы", - рассказал президент ВАРПЭ.
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года предусматривает увеличение объема добычи пелагических видов рыб в северо-западной части Тихого океана до 650 тысяч тонн к 2030 году. Из них до 350 тысяч тонн будет использовано для производства пищевой продукции, 300 тысяч тонн - для продукции промышленного назначения (мука и жир). Планируется, что в промысле иваси будут задействованы не менее 15 среднетоннажных судов рыбопромыслового флота. Уловы будут использованы как для производства пищевой продукции - консервов и пресервов, так и для производства промышленных полуфабрикатов - рыбной муки и жира.
Большим потенциалом обладает иваси и на международных рынках, считает Зверев. В 2019 году наши рыбопромышленники экспортировали в Китай около 34,8 тысячи тонн сардины, кардинала, кильки и шпрот, основная доля приходится на сардину иваси. Поставки этой продукции обеспечили России экспортную выручку в 15,8 млн долларов.
МРКТ «Петр I»
Наше судно МРКТ «Петр I» в 2019 году добыло и переработало 87,297 тысяч тонн рыбы, установив тем самым новый мировой рекорд.
Под крики «ура» и музыку оркестра вечером 4 января 2020 встречали в Международном аэропорту Владивостока имени В. К. Арсеньев экипаж рыболовецкого траулера «Петр I».
83,8 тысяч тонн за год — таков был предыдущий наивысший показатель, поставленный американским средним судном-траулером, и он продержался долгие годы. 50–60 тысяч тонн считается для подобного промысловика хорошим результатом.
В 2019 году в одни сутки траулером было выловлено 985 тонн сельди. Суточный максимум по заморозке рыбы достигал на «Петре I» 530 тонн готовой продукции. Немного помогли и природные факторы — вода в районе промысла сельди и, естественно, сама рыба была необычно холодными. Соответственно, производственный процесс протекал в целом быстрее.
Усталых рыбаков встретили по русской традиции хлебом и солью, музыкой и цветами. Пока промысловики обнимались с родными и любимыми, с теплыми словами приветствия выступили руководитель Агентства по рыболовству Приморского края Сергей Наставшев, представители группы компаний «Сигма Марин Технолоджи».
Генеральный директор акционерного общества «Тралфлот» Владимир Рекасов объяснил журналистам, в чем секреты успеха.
— Грамотно спланированная и хорошо проведенная путина, плюс наши технические и профессиональные ресурсы, — подчеркнул Владимир Рекасов. — Пароходу «Петр I» — 28 лет, но состояние — как у нового, поскольку после покупки был проведена глубокая модернизация оборудования. Экипаж молодой по возрасту, энергичный, работоспособный, хорошо мотивированный. Говорят, что в отрасли безработица, нет возможности заработать денег. На этом общем негативном фоне, у нас очень хорошие заработки на «Петре I», хотя и трудиться приходится серьезно. Огромное спасибо всему экипажу: за то, что с гордостью несут имя российского моряка и рыбака. 87 тысяч тонн — вы это сделали. Не на словах или в планах, а своими руками.
МРКТ «Сергей Бочкарев»
Покупка и модернизация одного траулера обходится примерно в $50 млн, но российские компании не растаможивают суда, потому что тогда им придется заплатить еще 25% сверх этой суммы — таможенную пошлину в размере 5% и НДС в размере 20%. «Мы не против заплатить таможенные пошлины, но проблема в том, что их нужно заплатить единовременно», — указывает Рекасов. Расходы по таможенному декларированию трех судов «Тралфлота» и «Софко» составят не менее 3 млрд руб. Эта сумма, которую необходимо заплатить до конца 2021 года, в два раза превышает совокупную прибыль «Тралфлота» и «Софко» за прошлый год, которая составила 1,5 млрд руб.
Расходы по таможенному декларированию судов могут снизить финансовую устойчивость группы, чья прибыль и так, вероятно, снизится в 2021 году из-за кредитов на строительство судов на дальневосточных верфях, указано в письме.