Гармони, баяны и аккордеоны

На пути с работы в 2011 году, увидел у мусорного контейнера потрёпанный чемодан с гармошкой внутри. Никогда раньше не имел дело с язычковыми инструментами и решил забрать чемодан домой и изучить устройство лежащей в нём гармони "Беларусь". С тех пор началось моё увлечение язычковыми. Освоение игры и коллекционирование инструментов. Попутно пришлось освоить ремонт и настройку. Сейчас в коллекции следующие экземпляры.

Аккордеон WELTMEISTER WERK 1954 г. в.

Прибыл 10 июля 2019 года

Приобретён у Марата из Ульяновска за 1500 р. Висел много лет на стене гаража. Голоса заржавели, кожа от влаги окаменела.

Аккордеон BARCAROLE Magister 1966 г.в.

Прибыл 7 августа 2019 года

Нашёл его в Ижевске, но хозяйка упорно не хотела заморачиваться пересылкой. Только через несколько месяцев что-то у неё произошло и она продала-таки мне аккордеон. Цена была 500 руб. За пересылку и то больше запросили в ТК.

Ольга из Ульяновска продавала за 500 р. Аккордеон был причиной семейного раздора и был повреждён. Пришлось восстанавливать разбитые детали. Внутри, кстати голосовые планки никто не снимал, состояние хорошее. Итальянские голоса. Все винты под заводской краской.

Аккордеон HOHNER 1938 г.в.

прибыл 13 августа 2019 года

Найден в Москве за 1000 руб. Состояние ниже среднего, видно прежде его пытались ремонтировать и настраивать, но не закончили. Работы с ним было много. На раме левой механики выдавлено "made in USA". Без ремней, но в рваном брезентовом футляре-мешке. Сколы на полукорпусах заделал деревянными сосновыми вставками. Заменил прокладки меха, выровнял прилегающие к прокладке края полукорпусов. Края выгнулись дугой от времени, и не прилегали плотно в середине длинной соторны. Шлифовал рашпилем и шкуркой.

Всё равно компрессия пока неудовлетворительная. Замени кое-где залоги, проложил сукно под басовую голосовую планку на левом полукорпусе. Планка крепится не штатно, боюсь это не родная. Настроил с очисткой язычков, предварительно.

Оборвался левый ремень, пришлось заменить подходящим из "отвала".

Много сил ушло на компрессию и настройку, зато через год работы над реставрацией, звучит прекрасно, легко отзывается.

Много работы предстоит по улучшению внешнего вида, возможно придётся приобрести донора.

Аккордеон BARCAROLE Magister 1963 г.в.

Прибыл 29 сентября 2019 года

Приехал как донор клавиатуры для чёрного магистра, но клавиши не подошли по размеру. Мех пробит, регистровая машинка была сломана, пришлось изготавливать детали из эпоксидной смолы. Язычки звучат глухо, с большим расходом воздуха. Предупреждения
Никогда не растягивайте и не сжимайте аккордеон, не нажав предварительно какую-нибудь ноту или же кнопку спуска мехов (кнопка на верху басового ряда, которая позволяет растягивать и сжимать меха, не издавая звука): это может повредить язычки, и аккордеон будет звучать фальшиво.
Храните аккордеон в вертикальном положении.
Храните аккордеон при умеренной температуре.
Звуковые планки в аккордеоне крепятся специальным воском, длительное воздействие высоких или низких температур может размягчить воск, что негативно отразится на вашем инструменте.
Не храните инструмент в машине, так как перепад температур может негативно отразиться на инструменте.

Полезные ссылки

Сайт производителя SCANDALLI

Ремонт в нашей мастерской

Ремонт гармоней

эксплуатация


Аккордеон и баян являются музыкальными инструментами, состоящими из огромного количества деталей, и для их работы необходимо надлежащее обслуживание. Многие детали инструмента сделаны из дерева, которое является «живым» материалом, подверженным влиянию влажности и температуры. Кроме того, поскольку аккордеон является портативным инструментом, он часто сталкивается с резкими и экстремальными изменениями в окружающей среде, что также может существенно повлиять на его функционирование и звучание. Профессиональные исполнители особенно много путешествуют и перевозят инструмент на машине, поезде и самолете. Воздушный транспорт является самой большой проблемой, потому что очень часто нет другого способа, кроме как отправить его в качестве зарегистрированного багажа, и в длительных поездках инструмент может находиться много часов при очень низких температурах. Инструмент, который подвергался воздействию очень низких температур, перед использованием следует оставить на несколько часов в среде с нормальной температурой и влажностью; также, перед игрой можно удалить присутствующий внутри инструмента холодный воздух, для этого следует несколько раз разводить и сводить мех удерживая нажатой кнопку воздушного клапана.

голоса

Голосовые «язычки» изготавливаются из музыкальной углеродистой стали и, если они подвергаются экстремальному напряжению, особенно при очень низких температурах, они могут ломаться. Язычки приклепываются или прикручиваются винтами к дюралюминиевой или латунной пластине – планке. Планки могут быть «кусковыми» (пара язычков одного голоса наклепана на отдельную планку) или «цельными» (несколько пар язычков наклепаны на одну общую планку). Каждому язычку соответствует проем в планке, через который язычок проскакивает при игре; потоки воздуха, порождаемые работой меха при игре на разжим и сжим регулирует «лайка» — полоска кожи или пластика различной толщины и размеров, закрывающая проем на противоположной от язычка стороне планки, лайке помогает ограничительная пружина из тоненькой полоски металла или пластика. Кусковая планка, всегда имеющая два язычка, приклепанные с противоположных сторон, устанавливается с помощью воска, либо крепится гвоздями («костылями») или шурупами на резонаторы. Очевидно, что каждый из этих материалов ведет себя по-разному в зависимости от изменений температуры и влажности, и это влияет на аккордеон гораздо больше, чем на многие другие инструменты, в том числе и потому, что во время работы меха через инструмент проходит большое количество воздуха. Для инструментов, голоса которых установлены на воск, очень важно избегать воздействия высокой температуры. У воска довольно высокая температура плавления, но гораздо раньше он «размягчается». Если вы играете в этот момент, вибрации могут незаметно изменить положение планки, что повлияет на настройку. Однако может случиться так, что, если инструмент забывают, например, в машине летом, температура поднимается до точки плавления воска планки могут «поползти», исправление этого потребует очень сложного и дорогостоящего технического обслуживания, чистку, возможно, замену большого количества лаек, повторной сборки и настройки. Пыль в воздухе или очень высокая влажность могут привести к блокировке некоторых язычков, особенно в высококачественных инструментах, где профиль язычка очень точно подогнан под проем планки, в котором он вибрирует. Важно понимать, что чем более качественно сделаны и установлены голоса, тем больше вероятность того, что они, особенно в новом инструменте, могут «западать», зацепляться. Иногда возможно, что проблема может быть решена сама собой и голос отцепится, но иногда необходимо открыть инструмент, чтобы разблокировать язычок. Эта операция очень проста сама по себе, но требует компетентности. Если инструмент не эксплуатируется в течение некоторого времени и находится во влажной среде, может случиться так, что полоски лайки или пластика «приклеятся» к поверхности планки, и соответствующий язычок не сможет нормально работать. Чаще всего, проблема исчезает при регулярном использовании инструмента, но иногда необходимо открыть инструмент и «отклеить» лайку; эта операция тоже требует компетентности, хотя и очень проста для выполнения.

регистры правой и левой клавиатур и подбородники

Подбородочные регистры (подбородники) – очень полезный механизм в конструкции баяна или аккордеона, требующий осторожного обращения, особенно при транспортировке инструмента, когда очень вероятен риск удара и повреждения подбородников. Помните, что случайное одновременное воздействие на два или более подбородника может привести к неправильному функционированию нескольких регистров, так как «шторки», скользящие внутри дек, закрывающие и открывающие отверстия деки для голосов соответствующих регистров и соединенные с регистровым механизмом, даже при минимальной деформации части механизма не смогут нормально выполнять свою функцию, будут «недокрывать» (не полностью закрывать или открывать отверстия). Аналогичные проблемы могут возникнуть и в регистровом механизме левой клавиатуры. Этот дефект может выражаться в «расстроенном» звучании инструмента, неопытный исполнитель может принять нарушение работы регистров за катастрофу. Однако в данном случае требуется всего лишь простая регулировка механизма регистров. Конечно, эту простую операцию должен выполнять только компетентный специалист.

механика левой клавиатуры

Механики левого полукорпуса — это замечательное произведение «ремесленной инженерии», особенно готово-выборная механика. Левая механика состоит из множества деталей, некоторые из них со временем подвергаются износу, в работе соединений может появиться «люфт» и отдельные компоненты могут потребовать замены. Это совершенно нормально — как и все музыкальные инструменты с механическими компонентами, аккордеон нуждается в помощи и обслуживании. При эксплуатации готово-выборной механики нужно помнить важное правило: никогда не нажимайте на переключатель (конвертор), если нажата одна или несколько кнопок. Это может вызвать смещение некоторых элементов механики (вы можете услышать самопроизвольно звучащие ноты, некоторые кнопки могут «запасть»), и единственный способ вернуть их на место — открыть крышку механики. Это также очень простая операция, но она требует компетентности. Многие исполнители учатся самостоятельно выполнять простые операции, но, для поддержания инструмента в наилучшем состоянии, требуется специализированный сервис как минимум раз в год. Однако, хороший инструмент, как правило, может эксплуатироваться в течение нескольких лет и без серьёзного вмешательства, при этом он будет сохранять удовлетворительное состояние.

настройка

Настройка аккордеона или баяна — самая сложная операция из всех, какие только можно представить в работе над инструментом. В концертном инструменте может быть почти 900 язычков, и окончательная настройка должна быть сделана для каждого, только когда они уже находятся внутри инструмента. Когда вынимается резонатор, чтобы «точить» язычок, частота колебаний и высота звука будут отличаются от того, когда он находится внутри инструмента. Поэтому опытный настройщик знает, как нужно работать с голосами, чтобы они звучали правильно и держали строй именно в сборе. И так для каждого из 900 язычков. Если вы хотите иметь идеально настроенный инструмент, полная проверка настройки требуется как минимум раз в год, так как изменения температуры, влажности и просто регулярная эксплуатация влияют на строй. Эта операция может быть выполнена только опытным настройщиком, потому что, даже если основы этой операции просты для понимания, получение необходимого навыка является длительным и сложным процессом.


Наверх