Командир отделения

Филимонов

Николай Николаевич

Срочная служа г. Москва, (Ст. Купавна) Кремлёвский полк (ОККП)
По фотоматериалам дембельского альбома Николая. 1976-1978 г.






Закончил Владимирский авиамеханический техникум
Призывался из г. Владимира.
После ДМБ закончил ВПИ автотракторный факультет.
Работал а ПАТП №2 начальником колонны.
Женился во Владимире.
Сын Михаил, внук Максим.
Умер во Владимире в 1995 году, прожил 37 лет.
Годы жизни: 1957 - 1995.




1974 Николай приезжал ко мне на службу в Ленинград.

1975 Группа Авиамеханического техникума. Выпускной курс, на практике в колхозе.

1975 Выходим на репетицию в ВАМТ. Наш двор.

До армии увлекался музыкой, пластинками, в техникуме играл на ударных, неплохо играл на гитаре.

На присягу в Купавну приехали родители.

Елена Ивановна и Николай Филиппович 1976

Курс молодого бойца

После прослушивания вывели в полковой оркестр. Ура!























текста пока нет

















Концерт на автозаводе "ЗИЛ"

Похоронная команда. Бывало и такое.

В клубе на танцах тоже играли

Брат приехал

Генеральная репетиция. К концерту готовы.

Физическая подготовка. Кросс.

В нормы уложился.

Чистка оружия

Ефрейтор Филимонов проводит занятия по строевой подготовке

Стрельбы из личного оружия

Годовая проверка сдана.
















Автотракторный факультет



Вот так.

КАК Я СТАЛ «ОПТИМИСТОМ»
Кремлёвский полк

Александр Кондаков
Оптимист – 1974-76 гг.

Купавна. Заканчивался 1974 год. Мы только что приняли присягу. Впереди праздничный обед, встреча с близкими, а главное, в клубе, концерт полкового ансамбля «Оптимисты». Оптимисты, оптимисты, это слово, лёгким эхом, разносилось из каждого уголка «учебки». О них говорили сержанты в «курилке», офицеры на плацу, даже повара в столовой. О них знали всё и все, кроме меня! Мой непосредственный командир, младший сержант Педан, шепнул, что после концерта будет прослушивание на замену тех участников, кто уходит в запас. Это известие, меня очень заинтересовало, хотя ко всему происходящему я относился довольно скептически. Что это за «аховые» восторги? Что может показать такого необычного группа, которая постоянно меняется? Не успели сыграться, а тут раз и замена. Как я был тогда не прав! Как показали дальнейшие события, именно в этом и была уникальность и самобытность этого коллектива.

Постоянное обновление! Каждый раз добавлялось что-то новое! Или голос, или инструмент, или манера исполнения! Всё это, в купе, делало звучание ансамбля неповторимо - профессиональным! В одном составе были классные гитаристы, в другом отличный «клавишник», а если, вдруг, не находилось ни того ни другого, выручала духовая секция или скрипка. Так было! Вот чего-чего, а вокал был всегда отменным, да и не мудрено. Неужели из призывников стольких городов, нельзя было найти достойных «певунов». Конечно, таковые находились!

Одним из таких самородков был Саня Беляков из Пензы! Судьба на два года свела меня с ним ещё в «учебке», наши кровати стояли рядом, мы были в одном взводе и даже в одном отделении. В очень редкое свободное время пели под гитару, у нас сложился довольно неплохой дуэт! Уставали и не высыпались страшно, потому что после отбоя, сержанты забирали нас в «коптёрку» и мы закатывали настоящие концерты. Музыка бодрила, пели в охотку! К Шуре (звали его мы ни Саня, Саша, а именно Шура), на время, даже прилипло прозвище «стервятник», так бесподобно пел он песню из кинофильма «Золото Маккены». Мы пели, а одна мысль назойливо лезла в голову. Пять человек из «Оптимистов» нынче уходило на «дембель», пять вакантных мест, а значит и пять надежд! Надежда теплилась в душе и придавала сил. Вот в том, что Шура будет петь в «Оптимистах», я ни сколько не сомневался, а за себя, что греха таить, переживал. Я считал, что пою хуже, значит и шансов меньше. При этом я совершенно забыл о своих плюсах. До армии я играл в ВИА «Аурика» в родном Челябинске, сочинял стихи и песни, делал аранжировки, был на ты со многими музыкальными инструментами. Из этого следовало, что шансы были и у меня, но тогда меня больше занимало совершенно другое. Что это за диво такое «Оптимисты»? Послушаешь окружающих, так легенда, а не коллектив! А если это так, то хотелось быть в нём! Отступление для тех, кто решил, что мне просто желалось попасть туда, где полегче. Я вырос в рабочей семье, где привыкли полагаться лишь на свои руки, год до армии работал на заводе ЖБИ, арматурщиком, да и в физическом плане было всё в норме. Я был неплохим спортсменом, играл за завод в футбол, русский хоккей, волейбол, был разрядником в классической борьбе. Просто после армии я хотел связать свою жизнь с музыкой, хотел поступить в институт Культуры, что, кстати, в дальнейшем и сделал.

Возвращаюсь к «Оптимистам». Мы с Шурой в клубе. Концерт ещё не начался, а мы уже получили определённую дозу шоковой терапии! Шок №1 – аппаратура! То, что стояло на сцене, было восхитительно! Мы принадлежали к тому поколению, что собирало колонки и гитары в ручную. Помню, как крушили старые киношные (кинаповские) колонки с пищалками, чтобы достать самое ценное, динамик 25ГД-Н4. Для бас-гитары не было ничего лучше! Пилили, строгали, паяли и потом, это ещё и звучало! А тут «DYNACORD»!!! Такую аппаратуру я видел у «Песняров», но «Песныры» особый случай, а тут какие-то «Оптимисты»! Интрига закручивалась не шуточная! Шок №2! На сцену вышли молодые ребята….в особо-парадной форме! Такую я видел только по телевизору, а так в близи…Они были красавцы! Шок №3! Они заиграли и запели – «У нас молодых впереди года!» Бог мой! «Самоцветы» могли, молча стоять в сторонке и курить! Это было в разы круче! К слову сказать, уже потом, где-то через год, к нам в клуб в Кремль, приходил Юрий Маликов руководитель «Самоцветов». Руководство полка искала тогда куратора или руководителя для «Оптимистов» не знаю. По выражению лица, особенно когда мы исполняли песни из репертуара его коллектива, я понял тогдашние «Оптимисты» были сильнее «Самоцветов». Что подтвердили его слова – «Вам не нужен руководитель!» Ну почему мы тогда, после службы, не собрались все вместе? Вот это был бы ансамбль, не хуже «Весёлых ребят» или «Голубых гитар»!

Кремлёвский полк Шок №4! «Клавишник» и солист «Оптимистов» Валера Кудинов. На органе он играл обыкновенно, но вот его голос просто завораживал. Между прочим и прозвище у него тогда было соответствующее –Лерман! Музыканты наверняка помнят вокалиста «Весёлых ребят» Александра Лермана! Шок №5! Соло-гитарист Сергей Равинский! Виртуоз из виртуозов, по- другому и не скажешь! Поговаривали, что он мог играть на гитаре, забросив её за голову, себе на плечи. В правоте этих слов я убедился лично, как ни как мне посчастливилось прослужить с ним целых полтора года и видеть это действо мне приходилось не раз!

Шок №6! Конферансье Валера Козлов! В ту пору был очень популярен дуэт Вадим Танков и Борис Владимиров. Для несведущих скажу, они выступали под псевдонимами Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична! Так вот, представьте себе, Валерка умудрялся один изображать их обеих! Делал он это очень похоже, одним лишь взмахом платочка, меняя персонажи! В общем, весь концерт – шок, шок и ещё раз шок! Описать словами моё состояние тогда было сложно. Я чувствовал себя второсортным, самодеятельным музыкантом из провинции, которому предстояло выступить сразу после настоящих профи. Видя пришибленный вид Шуры Белякова, не трудно было догадаться, что он испытывает то же самое, что и я.

С трудом, но всё же мы собрались с духом, и пошли на прослушивание к «небожителям». К слову, «небожители» оказались простыми и приветливыми ребятами, нас подбодрили, и пошло и поехало. Надо сказать, претендентов на вакантные места было достаточно. Мы с Шурой были в числе первых. Он запел свою «коронку» - «Птицы не люди, и не понять им…» Аплодисменты возвестили, что он принят, причём аплодировали все, без исключения, находящиеся в этот момент в зале. Что-что, а в этом-то я никогда не сомневался. Настал мой черёд. Я исполнил «Россию», песню из репертуара челябинского «Ариэля». Помните наверное –«Много песен о тебе Россия спето. На тебя с надеждой смотрит вся планета. Ты частушками расскажешь, ты берёзками покажешь…» Песню прослушали полностью и ничего не сказали. Я отошёл в сторонку в состоянии, сами понимаете каком! После меня ещё много кто выступал и играл. Я же был, в смутном оцепенении, и ничего не слышал и не видел.

И вот настало время огласить список избранных. Самым первым, как и положено, был Шура Беляков – город Пенза, за ним Владимир Рябухин Новосибирск, Александр Чикин Тула, Юрий Грибакин Курск и…. Александр Кондаков город Челябинск! У меня чуть сердце не выскочило из груди, так я был рад. Позже мне рассказали старожилы. Слушали меня до конца, и не дали никаких объяснений потому, что до этого никто не слышал этой «ариэлевской» песни. Слушали и переваривали. Она всем очень понравилась и её включили в репертуар «Оптимистов»!

Так начал короткое, но славное плаванье новый состав «Оптимы!» Валерий Кудинов, Алик Иванец, Сергей Койпиш, Валерий Козлов, Сергей Равинский, Владимир Смирнов, Александр Чикин, Владимир Рябухин, Юрий Грибакин и я, ваш покорный слуга, Александр Кондаков.

НОВАЯ ФОРМА И ЗНАК «КРЕМЛЕВСКИЙ ПОЛК»
Замполит полка подполковник Елисеев, завклубом капитан Гилёв и секретарь комсомольской организации старший лейтенант Лузянин, все разом пожаловали в нашу репетиционную. Подчёркиваю – разом!!! Это означало лишь одно, что-то случилось! Мы не ошиблись. «Оптимистов» срочно вызывал к себе комендант Московского Кремля Генерал – лейтенант Шорников. Что почём и зачем никто не знал. Нас быстренько проверили, как подшиты подворотнички, начищены ли сапоги и бляхи. Вроде всё нормально. Повели. Генералом оказался огромного роста мужчина, с приятной внешностью и бархатистым голосом.

- «Что вы знаете про немецкий «Oktoberklub?». Вопрос был задан совершенно неожиданный. Мы ответили, что «Oktoberklub» ансамбль политической песни из ГДР.

- «Хорошо! Такого то такого, в клубе им. Дзержинского состоится совещание высшего руководства КГБ с представителями германского «Штази». Возможно присутствие самого Андропова. После состоится концерт. С немецкой стороны выступит «Oktoberklub», а с нашей «Оптимисты». Сможете забить этот Клуб Октобер?»

- Вопрос был задан достаточно откровенно. Возражать мы конечно не смели.- «Постараемся!» - ответили мы.- «Да уж постарайтесь! И чтобы в репертуаре была непременно песня «С чего начинается Родина!» Её очень любит Юрий Владимирович!» Вот так, иногда, появлялись новые песни в нашем репертуаре, причём закреплялись там, на веки вечные. Они всегда лежали в памяти на полочке, в полной боевой готовности. Когда было нужно мы их бережно доставали и профессионально исполняли. Сам Шорников, как бывший артиллерист, любил песню – «Артиллеристы точный дан приказ! Артиллеристы зовёт Отчизна нас…» Если на концерте присутствовал генерал Цинёв, значит, пели – «А мы с тобой брат из пехоты, а летом лучше, чем зимой…» и вот теперь «С чего начинается Родина?» Это было нормально! Были случаи, когда необходимую песню нужно было разучить буквально за пару часов до концерта. Ничего и с этим справлялись и даже на иностранных языках! А здесь вагон времени впереди! Солдат сказал – «Есть!», значит так и будет!

Через неделю генерал Шорников пришёл сам, послушать, оценить и принять репертуар. Мы выстроились в фойе клуба, в особо - парадной форме, как и положено перед настоящим концертом. Настроение было хорошее, и вдруг услышали строгое – «Так не пойдёт! Почему они в сапогах?»

Вопрос был задан начальнику клуба капитану Гилёву. Тот не знал, что ответить. Действительно, что тут скажешь, форма ведь уставная, всё, как положено. А генерал, тем временем, продолжал – «В сапогах можно маршировать, нести службу, но на сцене… Так не пойдёт! Брюки на выпуск и лакированные туфли!» Ещё раз нас внимательно оглядел – «Почему знак «Кремлёвский полк» не у всех участников ансамбля?» Вот это да, я понимаю! Дело в том, что знак учредили буквально накануне. Вручался он только «старичкам» перед «дембелем». Таковых у нас было только четверо, остальные прослужили всего лишь год и полгода. Вновь, генералу в ответ была тишина или музыкальная пауза, как хотите! «На концерте, знак должен быть у всех!» - добавил генерал Шорников и быстрым шагом направился в зал.

В тот же день с нас сняли мерки, для пошивки брюк, а через два мы навсегда расстались с хромовыми сапогами. Преувеличиваю, не навсегда конечно, а только на время концертов, но и это было здорово. Какой никакой, всё отдых ногам! Правда в эффектности мы потеряли, ведь с сапогами не стало и парадных ремней, но зато добавились другие, более ценные атрибуты. На наших кителях засияли кремлёвские звёздочки!!! Получилось знак «Кремлёвский полк», многие из нас получили раньше, чем «Отличник Советской Армии». Спасибо генерал-лейтенанту Шорникову Сергею Семёновичу! Да мы его и не подвели!

Выступили отлично!!!
ОПТИМИСТЫ И АРХИМЕДЫ
1975 год. Снова сменился состав. Ушли Кудинов, Койпиш, Козлов, Иванец. На их смену пришли Валерка Чиновников из Питера (кстати, он блестяще заменил нашего неотразимого конферансье), киевляне Женька Иванковский и Саня Поремский, Сергей Дегтярь из Жёлтых Вод. Снова репетиции концерты, репетиции концерты, всё в штатном режиме. И тут неожиданность. Наш ансамбль пригласили сняться в музыкальном фильме Одесской киностудии «АрХиМеДы». Представляете? Конечно не в главных ролях, в эпизоде, но всё же… По сюжету, якобы мы, конкурсанты телепередачи «Алло, мы ищем таланты», исполняем свой номер. Сразу после нас Александр Маслюков объявляет ансамбль «Архимеды».

Такова была изначальная диспозиция. Всё было донельзя просто! Мы конечно согласились. Ещё бы, ведь в фильме, помимо Маслюкова, снимались такие «мэтры», как будущий «оскароносец» Владимир Меньшов. (В 1981 году, он получит «Оскар», за фильм «Москва - слезам не верит»). Сергей Иванов! «В бой идут одни «старики» - бессмертная картина. Можете, представить себе, фильм без лейтенанта «Кузнечика?» Я нет! Александр Хочинский! Его бесподобный дуэт с Валерием Золотухиным в фильме «Бумбараш». Помните, словесная дуэль скороговорками. Майя Булгакова – народная актриса РСФСР. По-моему, это было очень даже престижно! Стал вопрос, какую песню исполнить? Отдали музыкальному редактору фильма записи наших песен, целую кассету. Пусть выбирают сами.

Выбрали «Казаки в Берлине». К тому же выяснилось, что, наша задача упрощалась тем, что петь предстояло под фонограмму, то есть просто открывать рот. Ну, принято так на телевиденье! Это ладно, да вот только вышла оказия неприятная. На записи песню пели Валерий Кудинов и Сергей Равинский, в припеве все вместе. Но к моменту съемок Сергея отпустили в отпуск в родную Ригу, а Валерка уже гулял на «гражданке». Исполнить песню новым составом мы, конечно, могли бы в живую, но операторы требовали только фонограмму. А она была только в записи старого состава. Ну, не успели мы эту песню записать с новыми голосами, да в принципе и не хотели. Уж больно удачная была старая версия! Долго спорили, сомневались, но, в конце концов, решили, оставить всё, как есть. Я думаю, ребята не обиделись на нас, что в фильме звучали их голоса, а рот открывали другие. К тому же песня звучала не полностью, а чередовалась с действиями главных героев. К чести музыкального редактора, он будто сам, поучаствовал в наших спорах и сомнениях, поэтому в кадре, в основном, звучали фрагменты, когда мы пели хором!

Атмосфера на съёмках была потрясающая, нам всё очень понравилось! К тому же перспектива…. Какая? Представляете, спустя годы говорить знакомым – «Вы видели Архимедов? Нет? Обязательно посмотрите! Я там справа, с красной гитарой!» Но, как всегда бывает, всё хорошее быстро заканчивается! Нам не довелось увидеть, Меньшова и Хочинского, ведь основные съёмки были в Одессе на судо- ремонтном заводе, а наш эпизод, вернее момент конкурса, на съёмочной площадке в Мосфильме. Вот Сергей Иванов был там. Очень добродушный и раскованный человек, по всему было видно «звёздная» болезнь обошла его стороной. Во всяком случае, так показалось не только мне, но и другим оптимистам. Когда снимали нас, сидел прямо на полу возле оператора и аплодировал нам вместе со зрителями.

Мы уже собирались уезжать в полк, когда к нам подбежала совсем молоденькая девушка. «Товарищи! Товарищи! Распишитесь, пожалуйста!» - звонко крикнула она. Оказывается, помимо полученного удовольствия, Нам полагались и деньги! Нормально, да!?

На заработанные деньги мы решили купить магнитофон «Нота» и оставить на общее пользование, последующими за нами оптимистам. Одним словом, чтобы помнили нас!

Прошло время фильм показали у нас в клубе, после чего начался его прокат на просторах нашей большой Родины! Тогда мои родители, раз десять ходили в кино, чтобы вновь и вновь увидеть секундное появление сына на экране. Желающим его посмотреть сейчас, интернет в помощь!
КАЛУГА. МУЗЕЙ КОСМОНАВТИКИ
Один эпизод из армейской жизни запомнился мне особенно. Это была поездка в Калугу. Целая делегация, на двух автобусах, с нашего управления отправилась туда, то ли на совещание, то ли семинар, который должен был продлиться два дня. Для культурной программы прихватили и нас «Оптимистов». Машина сопровождения, чёрная «Волга», впереди, за ней два автобуса, управленцы в первом, мы с аппаратурой во втором и ещё одна «Волга» позади. Поехали! Впереди маячил большой интерес и любопытство, тем более, что никто из нас раньше в Калуге не бывал. Таких небольших городков, как Калуга, по стране разбросано множество. Но именно тогда, я понял, какая огромная сила русского духа держится на их плечах, подпитывая нескончаемой энергией и большие города, и всю страну в целом! То, что мы увидели там, запомнилось на всю жизнь!

Первый день прошёл, как обычно в нашей концертной деятельности. Вечером официальная часть, потом выступление. Отработали на твёрдую четвёрку, грамотно и профессионально, после чего отправились отдыхать в гостиницу, куда нас поселили. Надо сказать, сам городок не произвёл впечатления, какой-то маленький и тихий, за то гостиница поражала своим масштабом и …. своей кухней!!! Толи мы так сильно устали и проголодались, но обед ли или ужин, не знаю, как назвать его по времени, произвёл самое благоприятное впечатление. Мы с Шурой Беляковым потом ещё в номер (мы жили по два человека) по телефону заказывали кое-что! Душ, телевизор, постель, как дома! Благодать! Спали, как младенцы! Второй день. После завтрака нас повезли на экскурсию в дом-музей Циолковского.

С виду домик, как домик, а поразил до глубины души. Не укладывалось в голове, что здесь жил и работал, даже не так, как мог поместиться в этом объёме человек, снова не то, человечище глыба! Просто не могли, по моим расчетам, мысли планетарного, даже вселенского значения и величины разместиться в этих хрупких стенах. А вот, видишь, уместились. Они ощущались в каждом предмете находившихся в комнатах, в тетрадях, чертежах, даже в слуховых трубках. Чего-чего, а их в доме было большое количество. Даже рояль и фисгармония, казалось, погрузились в формулы. Всё было пропитано какими-то неземными флюидами.

В одном месте совмещалась простота и гениальность! Глубина задумок учёного тут же начала перемещаться, в след за нами, когда группу, после дома-музея Циолковского, повезли в музей Космонавтики. Вот оказывается, куда улетали из деревянного домика, расчёты, гипотезы, планы русского гения! Они были здесь, как воплощения его дерзновенных мечтаний. Ракетоноситель «Восток 2», был виден уже издалека. Это он, когда-то стоял на Байконуре, дублируя корабль, на котором Юрий Гагарин открыл новую космическую эру! Первый искусственный спутник земли, станция «Мир», скафандры космонавтов, предметы жизнеобеспечивания. Экспонаты поражали, ведь они были там, высоко в космосе! И гордость, нет даже не гордость, а торжество того, что мы являемся частицами всего этого. Мы, которым Родина доверила служить в Кремле и охранять сердце своё. Мы, кто является гордыми потомками победителей в самом кровавом сражении на земле. Мы, живущие в стране, которая сделала первые шаги в освоении Космоса!

Вечером состоялось наше выступление, но оно было совершенно другим! Два дня в Калуге, два концерта, но какими разными они были. Если в первый день играли и пели молодые ребята, одетые в военную форму, то во второй на сцене стояли солдаты, умеющие держать в руках не только автоматы!!!
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА «ПОХИЩЕННЫЙ ПРАЗДНИК»
Кремлёвский полк Третья смена ансамбля. С этим составом я проработал до увольнения в запас. Сергей Исаков, Валерка Труханов, Женька Петухов и Коля Филимонов легко влились в коллектив. С уходом Сергея Равинского мы потеряли классного гитариста, но зато приобрели суперклассного клавишника. Действительно Сергей Исаков на фортепьяно играл бесподобно. Радовало ещё то, что у нас, наконец, появилась духовая секция, о которой я столько мечтал. До этого у нас была лишь труба в лице Юрки Грибакина. Так вот, Женька Иванковский научился играть на саксофоне!!! Нет, он не забросил свою скрипку, а просто взял и освоил ещё один инструмент. Саксофон альт! Его почин подхватил Сергей Исаков и освоил саксофон тенор. Что могу сказать, ребята таланты, настоящие таланты и самородки!!! Именно это, всегда способствовало ансамблю в продвижению вперёд. Его звучание становилось богаче и ярче.

Концертная деятельность шла своей чередой. Успех концертов во многом определял сам зритель. Был зритель «лёгкий», который легко отзывался на все нюансы представления. Он с первой же песни полностью погружался в предлагаемый ему мир музыки и выходил из него только с финальным аккордом. Был «тяжёлый!» Мог пол концерта вообще не выражать никаких эмоций, делая вид, что он выше всего этого, как будто сюда он попал совершенно случайно. С трудом, но мы и его пробивали. Но был и ещё один контингент, пожалуй, самый сложный. Зритель «неудобный!» Что я имел в виду? Дети!

Кремлёвский полк Концерты перед детьми. Доложу вам, это ещё та публика! Детей нельзя обмануть или сфальшивить. Помню, выступали в пионерском лагере, где-то в стороне Купавны. Соло трубы! П-и-и-к! Юрка пустил «петуха», «слажал» конкретно! Играем дальше. Пи-и-и-к! То же самое. Незаметно шепчу ему на ухо – «В чём дело?» «Пацан в первом ряду!» - отвечает Юрка. Смотрю, сидит парнишка в пилотке и лопает апельсин. «Он ест, а у меня слюни бегут, Играть не могу!» - оправдывается Юрка. Что тут поделаешь, труба инструмент специфический, обильное слюновыделение, ставит на её использовании, полный крест. Я ненадолго покинул сцену и объяснил ситуацию пионервожатой. Вижу та подсела к пацану, что–то сказала, тот кивнул и исчез. Так пошло дело, можно продолжать концерт! Не тут–то было! В скором времени он вернулся, принёс ещё штук пять апельсинов и раздал соседям. Видимо родители были недавно, и малый решил поделиться с приятелями. Нашёл же время! А я думаю, парень не о чём таком не догадывался, просто слушал и ел. Пионервожатая, по моей же просьбе, довела до его ума, что при помощи апельсина можно воздействовать на музыкантов. Ну, какой же пацан не воспользуется такой перспективой и не проведёт опыт? Один апельсин – один музыкант! Вот он и принёс ещё, воздействовать на всех сразу. Приятели, конечно помогли! Юрка до конца концерта ушёл за кулисы. А нам оставалось радоваться, что у нас не духовой оркестр! Ничего тут не поделаешь! Дети чистые и непорочные, поэтому и окружающий мир воспринимают в этом же свете. Если им становиться скучно, они в открытую будут зевать, перешёптываться, заниматься своими делами. И им будет глубоко наплевать, что там дудят дядьки в военной форме. Чтобы вызвать у них живой интерес, на концертах пели популярные детские песни, например из «Бременских музыкантов». 80% зрителей, в таких случаях удавалось завлечь, заинтересовать, но оставалось ещё 20, и, как правило, они были самыми активными. И тут мне в голову пришла мысль! Почему дети, когда смотрят этот мультик сидят, как вкопанные, но при прослушивании одноимённой пластинки, всё равно отвлекаются? Я понял -действие! Действие в сочетании с музыкой, поглощает их полностью. Повторяться не хотелось, и я решил написать новую музыкальную сказку.

Кремлёвский полк И не просто спеть её, но попробовать и сыграть. Всё это было очень увлекательно. За две недели сказка была готова! Сюжет был прост. Сказачник ждёт Старика-Хоттабыча, который должен привести праздник детям. По пути случается несчастье, праздник похищает Змей Горыныч. Сказачник вызывает из книжного мира Д,Артаньяна, который обещает вернуть его. Мушкетёр отправляется в путь, к нему присоединяются Солдат и Иван – царский сын. По дороге они встречаются со многими сказочными героями, приключения буквально сыплются у них из под ног. Когда я выставил на суд своё произведение, по глазам товарищей понял, что попал в цель. Все загорелись, начались репетиции. Костюмы шили и мастерили сами в коморке художника, а кое- что позаимствовали из костюмерной Мосфильма. Вышло следующее.

Действующие лица и исполнители :
Сказочник – Сергей Исаков
Д,Артаньян – Александр Кондаков
Старик Хоттабыч – Александр Беляков
Солдат – Юрий Грибакин
Иван - царский сын – Валерий Труханов
Попрыгунья Стрекоза – Владимир Рябухин
Баба Яга – Валерий Чиновников
Чудо лесное – Николай Филимонов
Атаманша – Евгений Петухов
Бармалей – Александр Поремский
Змей Горыныч – Евгений Иванковский


Кремлёвский полк Спектакль был построен по принципу взаимозаменяемости. Начальную песню «Сказка, сказка!» исполняли, каждый за своим инструментом и в своей форме. Потом начиналось действие. Кто играл в данной сцене, уходил за кулисы и переодевался, а за его инструмент становился кто-нибудь другой. Например: Шура Беляков пел песню Старика Хоттабыча, а его в это время на бас – гитаре заменял Женька Петухов, Володя Рябухин плясал на сцене в образ Попрыгуньи Стрекозы, а на ударники в этот момент играл Коля Филимонов. Мы могли себе это позволить, каждый играл на нескольких инструментах. И так до конца спектакля. Фон (те, кто аккомпанировал) всегда оставались в военной форме, а на переднем плане сказочные персонажи щеголяли в красочных костюмах. Меняли даже звукооператора, он тоже был задействован в спектакле. И только в концовке, когда мы запевали финальную песню, вдруг, все музыканты оказывались Бабой Ягой, Атаманшей или Змеем Горынычем. Даже в зрительном зале, вместе со зрителями, сидел не просто звукооператор, а звукооператор Бармалей!

Сказка получилась просто шикарная! Мы с большим удовольствием играли её целое лето, а зрители подпевали нам. «Сказка, сказка гостья дорогая
Ты нужна не только малышам
Сказка, сказка гостья дорогая
Приходи скорее в гости к нам!»
Наверное, именно это и называется успехом!
МЫ ДЕЛАЕМ «МИНУС»
1976 год! У «Оптимистов» появилась солистка. Ася Досмухаметова из Высшей Школы Комсомола, а родом из Казахстана. Мы несколько раз выступали в ВШКа, там и познакомились. Вернее познакомились с ней или капитан Гилёв, или старший лейтенант Лузянин. Позднее привёли к нам на репетицию, точно не помню кто конкретно. Надо сказать, что она была прямо подарок судьбы. Отличный голос, который открывал новые возможности и добавлял красок нашему звучанию. Работалось с ней я бы не сказал, что легко, но оно того стоило. Именно с приходом Аси, мы впервые попробовали на вкус «минус». Это сейчас его используют повсеместно, а тогда…. Мы привыкли выступать «в живую». «Фанера» считалась дурновкусием! Только спустя время, мы поняли, что «минус» это нечто другое, а для записи вокала вообще штука незаменимая. Так вот!

Свободное время Аси не всегда совпадало с нашими концертами. Поэтому предстоящие выступления мы всегда корректировали. Ася с нами, один репертуар, её нет, меняем на ходу программу. Но однажды свободного времени не оказалось и у нас. Нам было крайне важно выступить в Московском институте Культуры. Когда музыкант производит впечатление на простых слушателей это, конечно, здорово, но когда ты задеваешь за живые струны зрителей-музыкантов! Это сногсшибательно!

В общем, такого концерта мы давно хотели и ждали. В это же время в Высшей Школе Комсомола был какой-то важный вечер, на котором Аси просто необходимо было выступить. Что делать? Тупик, не могли же мы быть одновременно в двух местах сразу. И тогда Ася предложила – «Ребята! Я слышала ваши записи. Очень здорово, а главное качественно. Запишите для меня просто аккомпанемент, и я спою под него!» Действительно, чего проще! Сказано сделано! Сделали «минусы» трёх песен. На том, на время и расстались. В институте мы не подкачали. Местная публика была в восторге! После концерта нас обступили студенты, расспрашивали о творчестве, о планах на будущее. Не остались в стороне и преподаватели, приглашали после службы идти к ним учиться. Вернулись в полк, а там Ася с глазами, горящими от восторга. У неё тоже всё получилось на отлично.

Опыт с минусовками пригодился нам в будущем. В семидесятых был бум, вернее мода на рок-оперы! И если, прослушивая «Tommy» группы «The Who», нас заинтересовала её необычная форма, то «Орфей и Эвридика» запаса в душу основательно. Всё новое всегда располагает к себе, а если новое ещё и прекрасное, то влюбляешься безрассудно. Александр Журбин написал чудесную музыку, да и исполнение было на высшем уровне. Но окончательно нам снесла голову рок-опера «Иисус Христос - суперстар» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Иэн Гиллан, Мюррей Хэд, Ивон Эллимен были бесподобны! Впечатления от их пения были неописуемы. И вот тогда ко мне пришла крамольная мысль. Помните, как в фильме «Берегись автомобиля» руководитель самодеятельного театра в исполнении Евгения Евстигнеева говорит – «А не замахнуться ли нам на Уильяма Шекспира?» Тоже произошло и со мной. Мне захотелось замахнуться на рок-оперу. Долго ходил в нерешительности, обдумывал и взвешивал все за и против. Ответ дали «Песняры», да, да именно они!

Замполит полка подполковник Елисеев Дмитрий Александрович всегда нас держал в форме. Я имею ввиду, творческой форме, а для этого отправлял нас на все мероприятия, проводимые в Кремлёвском дворце Съездов, будь то концерты, оперы или балеты. Таким образом, нам повезло видеть на сцене в живую ведущих артистов Большого театра и лучшие эстрадные коллективы страны. Память штука интересная, то, что глубоко тронуло, навсегда остаётся в ней и годы бессильны. Опера «Чио Чио Сан» Пуччини, балет «Жизель» Адана шедеврально памятны. Ансамбль Моисеева, эстрадный оркестр Анатолия Кролла, первое исполнение песни «День Победы» Тухманова и ещё многое, что мы впитали в себя, сидя на откидных стульчиках КДСа. Это был полезный опыт, необходимый для творческого развития коллектива. Бывали мы и за пределами Кремля. И даже на концертах зарубежных исполнителей. Например, очень запомнились польские девчонки. Вокальный ансамбль «Alibabki». Пели классно! А тут, в кино - концертном зале гостиницы «Россия» «Песняры», с премьерой рок – оперы «Песнь о доле».

Мы к Елисееву, он был не против. И вечный вопрос «Быть или не быть», в данном случае «Сочинять или не сочинять» был решён положительно. «Песняры», в который раз подтвердили, что являются группой №1 в СССР. До сих пор понять не могу, почему не было записано на пластинку это произведение. Нет видео, нет хорошего ауди, нет ничего! Полное забвение и только память, наша вечная память, хранит в себе этот, не побоюсь этого слова, шедевр! «Песняры» мужской коллектив, но какую необычную краску, добавила им в опере солистка Людмила Исупова. Петь, как «Песняры» могут не многие, а женский голос поставил их вокал, ещё на более высокую ступень недосягаемости. Между тем, я заметил одну символичную штуку. Голос Людмилы Исуповай был очень похож на голос нашей Аси Досмухаметовой. Ей богу, один в один! Это решило всё. Первое, что сделал я, вернувшись в полк, сел за рояль и стал сочинять женскую арию под голос Аси. Не было ещё ни сюжета, даже намёток про что писать, а я уже сочинял музыку. Так родилась рок – опера «Последний парус или жизнь Жюльена Д,Виньон». Хороша ли она была или нет, не могу судить, потому что она канула в Лету, как и многое другое. В наше время компьютеров не было, а магнитофонная лента долго не хранилась. Это я, вроде как оправдываю себя, хотя прекрасно понимаю, что не сохранилась запись оперы только по моей вине. Успокаивает лишь то, что живы ещё люди, которые слышали её!

Очень надеюсь на это! Сам-то я, слушаю её довольно часто. Спросите где? В своей голове, в моей памяти она сохранилась до последней нотки. Закрою глаза и слушаю. Вот запели Шура Беляков и Ася. Это дуэт Сюзанны и Жюльена! А теперь я сам пою арию Анри – злодея. Сквозь шум морских волн пробивается, похожий на речитатив голос Сани Чикина, исполняющего роль морского волка отца Сюзанны. А теперь и сама Ася с надрывом исполняет арию цыганки. И конечно хор. «Рыбацкая песня», я считаю, одна из лучших в опере. Добавляю к ней финальную песню. «Счастье в жизни, нелегко даётся людям, как не странно!»

Всё это мы записали под «минус». Сначала была аранжировка, запись инструментов, а потом вокал. И это правильно и профессионально! Хохмили, чудили, но работали на износ, потому, что хотелось увезти запись оперы домой. До «дембеля» оставалось всего ничего! Успели!
НЕМНОГО ГЕОГРАФИИ
Интересный нюанс. За два года выступлений в «Оптимистах», мы ни разу не участвовали в каком – либо конкурсе, за звание лауреатов и тому подобное. По-видимому, ансамбль прошёл путь становления и самоутверждения ещё раньше, и в наше время прочно закрепился в статусе профессионального коллектива. Общение с большими музыкантами, только способствовало этому. Я уже говорил о Юрии Маликове лидере «Самоцветов», хочется добавить и других «мэтров» советской эстрады. Вячеслав Мещерин руководитель ансамбля электро - музыкальных инструментов при Гостелерадио, народный артист РСФСР. Композитор Людмила Лядова. 800 песен написала эта удивительная женщина. Кто тогда только не исполнял её песен. Мария Биешу, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Юрий Богатиков, Тамара Миансарова, список можно продолжать до бесконечности. А музыканты Образцово-Показательного оркестра Комендатуры Московского Кремля под управлением В.Л. Иванова! Это потом он станет полковником и получит звание Народного артиста, а в наше время он был ещё майором. Ох, и многому же мы у них научились. А умение порождало желание.

Хотелось больше репетировать, чтобы потом были только концерты, концерты и ещё раз концерты! И они были! География выступлений становилась обширной. Учебные заведения, больницы, интернаты, клубы ветеранов, дворцы культуры предприятий. Например, на заводе им. Лихачёва, знаменитый ЗИЛ. Центры культуры города Москвы, площадки Мосфильма, там мы часто выступали не одни. Совместные выступления с артистами «Москонцерта», дали много для повышения мастерства, а главное научили профессиональному отношению к своей работе. Наконец военные подразделения. Их было много, но…. Кантимировская дивизия не зря считалась и считается образцово – показательной. Чистота и порядок идеальный! А после концерта, солдат, да не покормит гостя? Быть не может! Кормили, как положено! В училище Верховного Совета то же самое, а вот в Высшем Пограничном училище ещё и знаки вручили «Отличник погранвойск». Между прочим, этот знак был вписан в военный билет, наряду с «Кремлёвским полком» и «Отличником советской армии». 74 Новый год справляли в Кремлёвском дворце съездов, а 75 в Ивантеевке, в текстильном техникуме. Надо сказать, Ивантеевка это вообще отдельная песня, одна из любимейших наших площадок. Мы выступали там не раз. Хорошо помню свой первый концерт. Ещё когда только собирались, видел озорной блеск глаз «старичков», шуточки и подначки друг друга.

Сапоги заставили почистить дважды (тогда мы ещё были в них), носовые платочки в карманы, одеколон на голову. Благоухали, как клумбы. Приехали, расставили аппаратуру, настроились. Сцена была оборудована большим сине – красным бархатным занавесом. В зале слышен лёгкий гул зрителей, мы немного нервничаем, всё, как обычно. Наконец, занавес пошёл! Мы остолбенели! Зал был битком забит молоденькими девушками. Каких, здесь, только не было. Беленькие, чёрненькие, рыженькие и не пойми какого цвета, стройные и полненькие, высокие и «дюймовочки», а главное все красавицы! Я совсем выпустил из вида, что техникум – то текстильный, а значит, обучаются там, в основном, представительницы слабого пола. Играли и пели, в головонружении, но выступили на «бис»! Главное было после! Танцы! Какое счастье, что наш концертный коллектив, в танцевальном режиме, делился на две группы. Одна, во главе с Сергеем Равинским пела и играла, другая танцевала,без «передыху», даже покурить не хотелось. Через пол часа смена. Теперь уже я заводил историю, о какой-то Наташке. «Распускается ромашка на поляне лесной, «Повстречал свою Наташку, я этой весной.»

Кому везло больше всех, так это ребятам первопостникам. Иногда они ездили вместе с нами. Согласно традиции, концерты всегда начинались с песни «Первый пост», бой курантов, проход часовых и только потом сама песня. Всё же остальное время они были свободны. Им даже, во время танцев, меняться не приходилось. Танцуй не хочу! Что они и делали! Ах, молодость, молодость! Мы сходили с ума от девчонок, они от нас! А когда мы возвращались к себе в полк. В кубрике нас ждали приятные воспоминания и бессонная ночь.

Кремлёвский полк Ещё запомнился концерт на загородной спортивной базе хоккейного клуба «Динамо». Домашняя обстановка, небольшой зал. Игроки, тренеры, массажисты принесли с собой стулья и расположились, где кому нравиться. Это, в свою очередь, и нас подтолкнуло к свободному выбору программы. Пели, в основном, популярные на то время песни и не только нашей эстрады. Ребятам нужно было раслабиться, перед ответственными играми, они тогда шли на втором месте в чемпионате СССР. Я, думаю, у нас это получилос. Все были довольны. Мне на долго запомнилась самая большая улыбка, которую я когда – либо видел. Улыбка Валерия Васильева! Он, один из лучших защитников страны, один из самых жёстких и неуступчивых, а так приятно улыбался! Звёздная команда: Зинатула Белялетдинов, Василий Первухин, Александр Мальцев! А сколько там было челябинцев! Наши концерты всегда завершались одинаково, представлением участников ансамбля. «Гитара. Владимир Смирнов! Город Ленинград! Соло-гитара! Сергей Равинский! Город Рига!» и так далее по списку.

Меня, естественно, объявили «Александр Кондаков! Город Челябинск!», тут же, после концерта, ко мне подошли Владимир Девятов, Евгений Котлов, Пётр Природин. Земляк земляка, видит издалека! Поговорили, вроде не о чём и о всём сразу, но было приятно. Я пожелал им успехов, они успехов «Трактору», нашему уральскому клубу. (Кстати, в том сезоне 1976-77, он выиграл «бронзу»).

Вот такая сложилась география концертов ансамбля «Оптимисты!» Большая она или маленькая, не знаю. Скажу лишь одно. Годы проведённые с ними, я считаю одними из лучших в моей жизни!!!


на верх
на главную